Контрольная закупка - все, что Вы хотели знать, но боялись спросить
Основная цель контрольной закупки - проверить, как работает продавец: пробивает ли он чеки, не допускает ли обмера, обвеса или обсчета покупателей.
Чаще всего контрольные закупки проводят налоговики или сотрудники милиции. Однако ни те, ни другие это делать не вправе.
Сотрудников милиции этого права лишили Законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ, а у налоговых органов такого права вообще никогда не было. Таким образом, на сегодняшний день проводить контрольные закупки вправе только представители Госторгинспекции. Другое дело, что они могут организовывать совместные рейды, привлекая в качестве помощников правоохранительные или налоговые органы. Но, по Закону от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", для того, чтобы провести такую закупку, должен быть соответствующий документ - постановление о проведении проверки, который может выдать только один орган - соответствующее территориальное управление Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. При этом распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р территориальные управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей переданы в ведение Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Несмотря на проведенную административную реформу, регулирующий действия Госторгинспекции по проверкам документ остался прежним - это постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 866 "О Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ".
Если в ходе контрольной закупки или дальнейшей проверки торговой деятельности индивидуального предпринимателя выявились нарушения, инспектор составляет протокол об административном правонарушении. Затем руководитель территориального органа Госторгинспекции, в соответствии с порядком рассмотрения дел об административных правонарушениях, рассматривает дело предпринимателя и решает, штрафовать его или нет.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) только при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Так, если протокол подписал продавец, когда самого индивидуального предпринимателя на торговой точке не было, то суд может признать данный факт существенным и отменить на этом основании решение контролирующего органа. Однако на составление протокола инспекторам отведено двое суток, поэтому в таких ситуациях опытные инспекторы в акте проверки делают запись: "Протокол составить немедленно после выявления нарушения не представляется возможным из-за отсутствия индивидуального предпринимателя/руководителя организации или его законного представителя". Если этой записи нет, то предприниматель сможет избежать уплаты штрафа, если арбитражный суд примет его сторону, поскольку, согласно пункту 1 статьи 28.5 КоАП РФ, протокол нужно составить сразу же после того, как выявлено нарушение. Если же такая запись сделана, то предпринимателю придется явиться в инспекцию, чтобы подписать этот документ через два дня после составления акта проверки. Некоторые предприниматели полагают, что штрафа можно избежать, попросту не явившись в назначенный срок в инспекцию. Это не так. Если не прийти в инспекцию, будет назначено административное расследование, которое может растянуться еще на месяц. За это время инспекция направит дело в МВД для поиска и принудительного доставления должника. В итоге подписать протокол все же придется. Однако предприниматель может подписать протокол (или акт проверки) с оговоркой: "С протоколом (или актом) не согласен".
Несоответствие протокола правилам КоАП РФ тоже может явиться основанием для отказа инспекции в удовлетворении иска. В протоколе должны быть указаны: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы составителя, сведения о нарушителе и самом нарушении (место и время), свидетелях и потерпевших. Обязательно должна быть и ссылка на статью КоАП РФ, предусматривающую ответственность за данное правонарушение. Если в протоколе будут указаны не все сведения, предусмотренные законодательством, то решение о взыскании штрафа можно будет обжаловать, однако вопрос - сочтет ли суд существенными сделанные инспекцией упущения.
Согласно пункту 22 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса, на основании каких норм Кодекса РФ об административных правонарушениях несут ответственность индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушение в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судам необходимо руководствоваться примечанием к статье 2.4 названного Кодекса, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное. Если административное правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, индивидуальный предприниматель несет ответственность как гражданин.
С.А. Дмитриев,
начальник юридического Управления Центра защиты прав потребителей
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru