Иностранная организация намерена осуществлять деятельность в Российской Федерации на строительной площадке. Все необходимые для постановки на учет документы, в том числе заявление о постановке на учет, контракт на ведение работ и т.д., представленные в налоговый орган, подписаны руководителем представительства данной иностранной организации, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации и стоявшего ранее на учете в налоговом органе.
Правомерно ли ставить на учет в налоговом органе иностранную организацию, которая будет вести деятельность в Российской Федерации на строительной площадке, в случае представления для постановки на учет документов, подписанных руководителем представительства этой же иностранной организации, ранее поставленного на учет в связи с осуществлением деятельности в Российской Федерации?
Постановка на учет в налоговом органе иностранных организаций, занимающихся строительно-монтажными работами на территории Российской Федерации, осуществляется исходя из того, что каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как самостоятельное отделение.
При этом читателям журнала следует обратить внимание на то, что в соглашениях об избежании двойного налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства и, следовательно, иностранная организация не будет подлежать постановке на учет в налоговых органах. Вместе с тем при превышении срока работ, указанного в соглашении, деятельность на строительной площадке или строительно-монтажном объекте иностранной организации образует постоянное представительство, и, как следствие, у иностранной организации в этом случае возникает обязанность в соответствии с нормами ст. 83 НК РФ осуществить постановку на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности на строительной площадке.
При применении соответствующих положений соглашений об избежании двойного налогообложения в области строительства необходимо четко понимать значение термина "строительная площадка". В соответствии с п. 1 ст. 308 НК РФ под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации понимается место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов), а также место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.
Данное определение термина "строительная площадка" позволяет сделать вывод о том, что если, например, иностранная организация заключает договор подряда, предметом которого является выполнение работ (косметический ремонт или отделка помещений), связанных с монтажом телефонных линий в офисах или монтажом оборудования, не требующего прочной связи с фундаментом или конструктивными элементами зданий, перемещаемого без ущерба его назначению (например, компьютерной техники), то эта деятельность не подпадает под определение строительной площадки в смысле налогового законодательства. В этих случаях наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации определяется исходя из общего определения и признаков постоянного представительства.
В целях налогообложения прибыли организаций следует использовать определение строительной площадки, данное в ст. 308 НК РФ. При этом разъяснения терминов "строительная площадка", "строительство", "строительные работы" и т.д., содержащиеся в иных документах (например, в Классификаторе отраслей народного хозяйства или в строительных нормах и правилах), в целях проведения налогового контроля использованы быть не могут.
Поскольку в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, для определения продолжительности существования строительной площадки следует исходить из того, что она существует с более ранней из следующих дат: даты подписания акта о передаче площадки подрядчику или даты фактического начала работ, включающих все виды производимых иностранной организацией на этой строительной площадке подготовительных работ, работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, связанных с данной стройплощадкой. Окончанием существования строительной площадки является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. Если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование на дату фактического окончания работ, входящих в объем работ иностранной организации на данной стройплощадке.
При этом согласно разделу 2 Положения иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через отделения, обязаны встать на учет в налоговом органе в начале осуществления деятельности по месту осуществления деятельности независимо от того, будет она в дальнейшем признана подлежащей налогообложению или нет в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными налоговыми соглашениями.
Для этого в налоговый орган представляются документы, перечень которых определен пунктом 2.1.1.1 Положения.
Особое внимание читателям журнала следует обратить на то, что на учете в налоговых органах Российской Федерации по месту осуществления деятельности состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения (строительные площадки). При этом обособленное подразделение иностранной организации, состоящей на учете в одном налоговом органе, никоим образом (в том числе по принципу более ранней по времени постановки на учет) не может быть признано "головным" в отношении другого обособленного подразделения той же иностранной организации, состоящей на учете в том же или другом налоговом органе.
Учитывая вышеизложенное, налоговый орган в соответствии с абзацем вторым п. 1.2 Положения обязан поставить на учет иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации на строительной площадке, в течение пяти дней со дня подачи иностранной организацией заявления о постановке на учет с приложением указанных в п. 2.1.1.1 Положения документов.
Заявление о постановке на учет должно быть заполнено от имени иностранной организации. Соответственно и свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД оформляется на саму иностранную организацию.
Если иностранная организация представляет в налоговый орган неполный комплект документов или документы оформлены ненадлежащим образом, у налогового органа нет правовых оснований для постановки на учет такой иностранной организации. При этом в соответствии с абзацем третьим п. 1.2 Положения заявитель должен быть об этом проинформирован в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган ненадлежаще оформленных документов.
При постановке на учет иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации на строительной площадке, присваивается ИНН, КПП и выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД.
Поскольку в целях проведения налогового контроля каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как самостоятельное отделение иностранной организации, ей присваивается КПП, значение которого соответствует значению "51 - постановка на учет отделений иностранных организаций".
Строительные площадки могут быть созданы филиалами иностранной организации.
Если строительная площадка создана филиалом иностранной организации, находящимся в иностранном государстве, отличном от того, в котором создана сама организация, иностранная организация обязана представить в налоговый орган кроме документов, указанных в п. 2.1.1.1 Положения, решение уполномоченного органа иностранной организации о создании такого филиала, а также решение этого филиала о создании строительной площадки в Российской Федерации.
При этом в целях постановки на учет пунктом 2.1.2 Положения не предусмотрено представление иностранной организацией, осуществляющей деятельность на строительной площадке, созданной филиалом этой организации, находящимся на территории другого государства, отличного от того, в котором создана сама иностранная организация, документов, отличных от тех, которые указаны в п. 2.1.1.1 и 2.1.1.2 Положения, и соответственно иностранная организация обязана представить в налоговый орган полный комплект документов, оформленных в установленном Положением порядке.
При постановке на учет иностранной организации, осуществляющей деятельность на строительной площадке, созданной филиалом этой иностранной организации, присвоенный иностранной организации КПП должен соответствовать либо значению "52 - постановка на учет отделений иностранных организаций в Российской Федерации, созданных филиалом этой иностранной организации в иностранном государстве", либо значению "53 - постановка на учет отделений иностранных организаций, созданных филиалом этой иностранной организации в Российской Федерации".
В случае создания отделения иностранной организации филиалом этой организации, находящимся на территории другого государства, в том числе на территории Российской Федерации, код иностранной организации, содержащийся в Справочнике КИО, идентифицирует саму иностранную организацию, и, следовательно, ИНН имеет единое значение для всех случаев ее постановки на учет.
Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 мая 2005 г.
"Налоговый вестник", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1