Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации" (далее законопроект) разработан в целях законодательного обеспечения подготовки и допуска иностранных авиационных специалистов к полетам на воздушных судах российского производства, а также создания условий для повышения конкурентоспособности российской авиационной техники.
Действующий Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) содержит статью 56, которая запрещает включение иностранных граждан в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Договор с иностранным предприятием на производство и поставку гражданских воздушных судов предусматривает подготовку авиационного персонала иностранного предприятия к эксплуатации этих воздушных судов. Подготовка членов летных экипажей, при отсутствии комплексных авиационных тренажеров, которые с достаточной степенью подобия имитируют полет самолета, без обучения эксплуатации воздушного судна в полете невозможна, кроме того для получения допуска к перевозкам пассажиров и груза на новом типе воздушного судна необходимо получить тренировку в рейсовых условиях.
Существующая редакция пункта 4 статьи 56 Воздушного кодекса не предусматривает возможности такой подготовки.
Поэтому законопроектом предусматривается возможность гражданам иностранного государства входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации, эксплуатируемого гражданином или предприятием Российской Федерации, только для подготовки и допуска к полетам на воздушном судне этого типа, при этом командиром воздушного судна является гражданин Российской Федерации.
Такая норма закона позволит обеспечить подготовку иностранных авиационных специалистов и, в то же время, защитит российский рынок от экспансии иностранной дешевой рабочей силы.
В настоящее время все большее распространение получает передача воздушных судов одного государства в аренду или на другом законном основании в авиакомпании других государств.
Воздушные суда иностранной регистрации эксплуатируются в ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии", ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" и др. Возникает потребность и в передаче воздушных судов российской регистрации на эксплуатацию в авиакомпании иностранных государств.
В соответствии со статьями 31 и 32 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.) (далее - Конвенция), каждое воздушное судно обеспечиваются удостоверением о годности к полетам, которое выдается государством регистрации, а члены летного экипажа обеспечиваются удостоверениями о квалификации и свидетельствами, которые выдаются государством регистрации воздушного судна.
Статья 83 bis Конвенции предусматривает возможность передачи воздушного судна, зарегистрированного в Договаривающемся государстве, на эксплуатацию в другое Договаривающееся государство по соответствующему соглашению с передачей всех или части функций государства регистрации воздушного судна государству эксплуатанта.
Соглашение о поддержании летной годности, заключаемое государством регистрации и государством эксплуатанта, определяет ответственность государств за поддержание летной годности, порядок удостоверения летной годности, порядок подготовки и допуска авиационного персонала к эксплуатации передаваемых воздушных судов.
Существующая статья 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, устанавливая обязательность летной эксплуатации российского воздушного судна гражданами Российской Федерации, ограничивает применение нормы Конвенции, создавая препятствие эксплуатации российских воздушных судов зарубежными авиакомпаниями.
Предлагаемая редакция статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации позволит устранить эти ограничения.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта
В связи с принятием законопроекта "О внесении изменения в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 56 Воздушного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.