Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"
Калининградская область - единственный субъект Российской Федерации, территория которого отделена территориями иностранных государств от остальной части Российской Федерации, а административная граница имеет статус государственной границы Российской Федерации.
Для компенсации эксклавного положения Калининградской области в начале 90-х годов на территории региона была создана сначала "свободная", а в 1996 году - "Особая экономическая зона", законодательные основы которой определены в Федеральном законе от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области". По своей сути Особая экономическая зона в Калининградской области (далее - ОЭЗ) является свободной таможенной зоной.
Ситуация, складывающаяся в хозяйственном комплексе Калининградской области в условиях вступления Латвии, Литвы и Польши в Европейский союз, потребовала разработки концепции Основных направлений федеральной политики в отношении Калининградской области. Приоритетным направлением этой концепции является развитие области с учетом трансформации ОЭЗ из компенсационной (с высокой долей импортозамещающей продукции) в зону, где активно развиваются инвестиционные процессы и создаются конкурентоспособные производства, ориентированные на экспорт.
Разработка законопроекта осуществляется с ноября 2001 года (Протокол заседания Правительства Российской Федерации от 4 октября 2001 г. N 41, раздел II, п. 3). В ходе работы были даны соответствующие поручения Правительства Российской Федерации, а также поручения Президента Российской Федерации (от 25 июля 2003 г. N Пр-1412, пункт 2 и от 16 марта 2005 г. N Пр-412).
Срок внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта новой редакции федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" для рассмотрения на весенней сессии 2005 г. Президентом Российской Федерации установлен - 14 апреля 2005 г. (поручение от 16 марта 2005 г. N Пр-412).
Представленный законопроект регулирует отношения, возникающие при создании, функционировании, изменении и прекращении действия Особой экономической зоны с учетом специфического географического положения Калининградской области и ее значения для национальных интересов Российской Федерации, а также особенности ведения предпринимательской деятельности на ее территории. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении ввозимых товаров предполагается введение на территории Калининградской области таможенного режима свободной таможенной зоны. Устанавливаются особенности административного режима, порядок предоставления таможенных и налоговых преференций.
Срок действия режима Особой экономической зоны - 25 лет.
Для въезда в Калининградскую область иностранных граждан - инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в Особой экономической зоне, законопроектом предусматривается упрощенный порядок оформления въездной визы.
В отношении российских юридических лиц, которые на момент принятия новой редакции федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и зарегистрированных в Калининградской области, в течение десяти лет после принятия новой редакции федерального закона сохраняется режим, при котором при выпуске для свободного обращения товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют установленным критериям достаточной переработки.
В Минэкономразвития России осуществлены прогнозные расчеты социально-экономических последствий применения законопроекта на период с 2005 по 2010 год с использованием методов прогнозирования, применяемого в Министерстве для составления прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
С учетом потенциальных возможностей экономики области приток инвестиций в течение первых трех лет прогнозируется в объеме, обеспечивающем ежегодный прирост ВРП Калининградской области на 10 - 15%. Доходы населения возрастут в 2 раза, что в конечном итоге обеспечит уровень жизни населения области, сопоставимый с сопредельными европейскими странами.
Законопроект согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, доработан с учетом их замечаний и предложений.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"
Принятие федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в связи с тем что:
1. Администрация Особой экономической зоны - структурное подразделение администрации Калининградской области, осуществляющее функции по администрированию специального правового режима Особой экономической зоны.
2. Изменений в динамике налоговых поступлений и таможенных платежей от юридических лиц действующих в Калининградской области не последует, ввиду сохранения существующего на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" таможенного режима.
3. Налоговые льготы, которые будут предоставляться в соответствии с законопроектом, предусмотренные для участников - инвесторов Особой экономической зоны в Калининградской области, не влияют на уровень и объем сегодняшних доходов федерального и других уровней бюджета. Потери доходов будущих периодов во многом будут компенсированы значительным увеличением поступлений от налога на доходы физических лиц, занятых в новом производстве, а также иных платежей, связанных с налогообложением предприятий и предпринимателей, участвующих в предоставлении услуг и поставках продукции для обеспечения деятельности предприятий участниками-инвесторами.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"
Принятие новой редакции федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" потребует:
1. Признания утратившим силу Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224; 2001, N 1, ст. 2; N 53, ст. 5030; 2002, N 12, ст. 1093; N 52, ст. 5132; 2003, N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607).
2. Внесения изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413, ст. 3421, ст. 3429; N 49, ст. 4554, ст. 4564; N 53, ст. 5015, ст. 5023; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, ст. 3027,ст. 3033; N 52, ст. 5138; 2003, N 1, ст. 2, ст. 5, ст. 6, ст. 8, ст. 11; N 19, ст. 1749, N 21, ст. 1958; N 23, ст. 2174; N 26, ст. 2567; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2874, ст. 2879, ст. 2886; N 46, ст. 4435, ст. 4443, ст. 4444; N 52, ст. 5030; 2004, N 15, ст. 1342; N 27, ст. 2711, ст. 2713, ст. 2715; N 30, ст. 3083, ст. 3084, ст. 3088; N 31, ст. 3219, ст. 3220, ст. 3222, ст. 3231; N 34, ст. 3517, ст. 3518, ст. 3520, ст. 3522, ст. 3523, ст. 3524, ст. 3525, ст. 3527; N 35, ст. 3607; N 41, ст. 3994; N 45, ст. 4377 N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 9, ст. 29, ст. 30, ст. 31 ст. 34, ст. 38).
3. Внесения изменений в Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3493; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3034; 2003, N 50, ст. 4855).
4. Внесения изменений в Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности " (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4850; 2004, N 35, ст. 3607).
5. Внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 1993 г. N 2117 "О Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 11, ст. 967; 1996, N 12, ст. 1064; 1999, N 24, ст. 2952; 2002, N 43, ст. 4228; 2003, N 9, ст. 851).
6. Внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 1995 г. N 495 "О социально-экономическом развитии Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1956; 1996, N 8, ст. 735).
7. Признания утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1442 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 1259 и об утверждении порядка учета доходов, поступающих в федеральный бюджет от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области, и финансирования за счет этих средств мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 226).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Внесения изменений в Постановления Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. N 497 "О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 43, ст. 4067; 2002, N 41, ст. 3983).
8. Внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1992 г. N 573 "О социально-экономическом развитии Калининградской области" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 451).
9. Внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 531 "О неотложных мерах по стабилизации экономического положения Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 519).
10. Внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 524 "О мерах государственной поддержки создания сборочного производства современных легковых автомобилей в Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 18, ст. 2151; 1997, N 30, ст. 3669; 2003, N 21, ст. 2016).
11. Внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 526 "Об установлении количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 30, ст. 3146; 2001, N 50, ст. 4735; 2002, N 39, ст. 3805; 2003, N 32, ст. 3222; 2004, N 9, ст. 788).
12. Внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. N 866 "О федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, N 52, ст. 4974; 2004, N 50, ст. 5076).
13. Внесения изменений в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 1121-р (Собрание законодательства Российской Федерации 1996, N 31, ст. 3760; N 47, ст. 5342).
14. Принятия Постановления Правительства Российской Федерации, которым будет определен федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий функционирование специального правового режима Особой экономической зоны в Калининградской области.
15. Принятия Постановления Правительства Российской Федерации, которым будет определен порядок проведения проверок деятельности участников Особой экономической зоны в Калининградской области.
16. Принятия Постановления Правительства Российской Федерации, которым будет определен перечень категорий товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны в Калининградской области.
17. Принятия Постановления Правительства Российской Федерации, которым будет определен порядок оформления визы для въезда в Калининградскую область иностранных граждан.
18. Принятия Постановления Правительства Российской Федерации, которым будет утверждены методика расчета совокупной налоговой нагрузки и порядок установления (фиксации) факта увеличения совокупной налоговой нагрузки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.