Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления от 4 апреля 2005 г.
по проекту N 136492-4 Водного кодекса Российской Федерации (новая редакция), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 8 февраля 2005 года N 73) Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект N 136492-4 Водного кодекса Российской Федерации (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и вносит следующие замечания и предложения.
1. В части 2 статьи 12 законопроекта предусматривается, что условия общего водопользования в отношении водных объектов в черте городских или сельских поселений устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселений, а в отношении водных объектов за чертой городских или сельских поселений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных районов. При этом данные нормативные правовые акты должны приниматься по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Однако, принятие органами местного самоуправления муниципальных правовых актов по вопросам местного значения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти противоречит нормам статьи 12 и части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, определяющим, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Полагаем, что в целях устранения вышеуказанных противоречий в законопроекте необходимо либо разграничить полномочия федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления по установлению в муниципальных правовых актах условий общего водопользования на водных объектах либо предоставить возможность органам местного самоуправления самостоятельно осуществлять указанные полномочия в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами государственной власти.
2. Согласно частям 1 и 2 статьи 6 законопроекта к водным объектам относятся, в частности, подземные водные объекты, внутренние морские воды Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации. В связи с этим в законопроекте необходимо уточнить виды водных объектов и размеры их территорий, в отношении которых органы местного самоуправления муниципальных районов могут устанавливать условия общего водопользования за границами поселений,
Поскольку органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения межпоселенческого характера, полагаем, что они должны осуществлять указанные полномочия на межселенных территориях (то есть согласно части 1 статьи 2 Федерального закона - на территориях, находящихся вне границ поселений, но в границах муниципального района).
Кроме того, по нашему мнению, в законопроекте необходимо предусмотреть возможность предоставления обособленных водных объектов в совместную собственность нескольких муниципальных образований, а также определить порядок и условия владения, пользования и распоряжения данными обособленными водными объектами, в случае нахождения их на территориях нескольких поселений либо муниципальных районов.
3. В Федеральном законе (статьи 14 - 16) собственный перечень вопросов местного значения устанавливается не только для поселений и муниципальных районов, но и для городских округов. Таким образом, к вопросам местного значения городского округа необходимо также отнести установление условий общего водопользования на водных объектах в границах городского округа в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
4. Согласно части 2 статьи 68 законопроекта федеральный орган исполнительной власти по управлению водными объектами с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и водопользователей обязан принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод: наводнения, затопления и подтопления, разрушения берегов, заболачивания и засоления земель, эрозии почв, образования оврагов, оползней, селевых потоков и других негативных явлений.
По нашему мнению в целях уточнения полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования водных отношений в законопроекте должны быть определены порядок и условия участия органов местного самоуправления в принятии мер по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод.
Кроме того, в статье 86 Водного кодекса Российской Федерации предусматривается возможность использования водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) не только гражданами, но и юридическими лицами. Полагаем, что в законопроекте необходимо определить порядок осуществления общего водопользования юридическими лицами, поскольку в статье 12 законопроекта данное право предоставляется только гражданам.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает, что данный законопроект может быть поддержан с учетом реализации вышеуказанных замечаний и предложений.
Первый заместитель Председателя Комитета |
Г.К. Сафаралиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.