Заключение Комитета по собственности от 7 апреля 2005 г.
по проекту N 136492-4 Водного кодекса Российской Федерации (новая редакция) (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект N 136492-4 Водного кодекса Российской Федерации и отмечает следующее.
Основной целью принятия новой редакции Водного кодекса Российской Федерации является совершенствование правового регулирования использования восстановления и охраны водных объектов, а также механизма реализации бассейновых принципов управления водными объектами, включая создание бассейновых советов, выражающих интересы заинтересованных сторон. Объектами правового регулирования водных отношений являются водные объекты или их части которые подразделяются на поверхностные водные объекты (внутренние морские воды Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации, реки, ручьи, каналы, озера, пруды и т.д.) и подземные водные объекты.
Комитет по собственности отмечает, что определения основных понятий, используемых в проекте Водного кодекса, в целом соответствуют сфере правового регулирования законопроекта.
Согласно Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с указанной конституционной нормой законопроект закрепляет право федеральной собственности на все водные объекты за исключением обособленных водных объектов, которые могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц. Водные объекты, за исключением обособленных водных объектов и занятые ими земли, не могут быть объектами гражданского оборота и не могут передаваться в частную собственность. Не допускается также отчуждение из государственной или муниципальной собственности обособленных водных объектов, расположенных в черте городских и сельских поселений или на расстоянии одного километра от их черты, а также естественных обособленных водных объектов, имеющих площадь акватории более 3000 кв. м.
Комитет по собственности считает целесообразным законодательное установление перечисленных ограничений. Вместе с тем, по мнению Комитета, нуждается в уточнении редакция части первой статьи 9 законопроекта, так как водные объекты, которые находятся исключительно в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 законопроекта), не подлежат отчуждению не только в частную собственность, но также и в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.
Также следует обратить внимание, что в проекте Водного кодекса отсутствует указание на порядок передачи в государственную собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, а также отчуждения (приватизации) в собственность граждан и юридических лиц обособленных водных объектов, которые могут быть отчуждены из федеральной собственности.
Согласно статьям 15 - 18 проекта Водного кодекса между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и водопользователем заключается договор водопользования. При этом водопользователь с согласия государственного органа вправе передать свои права по указанному договору иному лицу. Таким образом, водные объекты в определенной степени оказываются вовлеченными в гражданский оборот, что противоречит положениям статьи 9 законопроекта. По мнению Комитета по собственности, указанные правовые нормы нуждаются в согласовании, в частности, путем исключения договорной основы предоставления в пользование водных объектов.
Проектом Водного кодекса предусматривается, что в ведении Российской Федерации находится принятие решений о предоставлении в пользование водных объектов, о приостановлении и прекращении права пользования водными объектами, государственный надзор за использованием и охраной водных объектов. По мнению Комитета по собственности, в целях повышения эффективности государственного регулирования водопользования и оперативности контроля за экологической обстановкой на водных объектах в отношении определенной категории водных объектов (например, небольших рек, озер, прудов и т.п.), целесообразно предусмотреть возможность делегирования субъектам Российской Федерации части полномочий по принятию решений о передаче в пользование указанных водных объектов, приостановлению, прекращению прав пользования ими, а также по охране водных объектов. В отношении иных водных объектов Комитет считает возможным передавать их в пользование на основании соответствующего решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целом проект новой редакции Водного кодекса Российской Федерации является достаточно юридически проработанным документом, его положения согласуются с нормами федерального законодательства, в тексте проекта отсутствуют внутренние логические противоречия и нестыковки отдельных норм.
На основании изложенного Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта N 136492-4 Водного кодекса Российской Федерации и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости в процессе подготовки ко второму чтению доработки в аспекте настоящего Заключения ряда его положений.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.