Заключение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму от 1 апреля 2005 г.
на проекты федеральных законов N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации" и N 136504-4 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", внесенные Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проекты федеральных законов N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации" и N 136504-4 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму сообщает следующее.
I. Проект федерального закона N 136492-4 "Водный кодекс Российской
Федерации".
Проект федерального закона "Водный кодекс Российской Федерации" представляет собой новую редакцию Водного кодекса Российской Федерации от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ.
Законопроект призван регулировать отношения в области использования, восстановления и охраны водных объектов (водные отношения).
Основными целями законопроекта являются:
совершенствование механизма реализации бассейновых принципов управления водными объектами, включая создание бассейновых советов, выражающих интересы заинтересованных сторон;
установление государственной (федеральной) собственности на водные объекты за исключением обособленных водных объектов, которые могут находиться как в государственной собственности, так и в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц;
формирование механизма платности водопользования в соответствии с требованиями Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации;
совершенствование механизма реализации гражданско-правовых отношений при использовании водного объекта.
Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму, поддерживая концептуальные положения законопроекта, считает необходимым сделать следующие замечания.
1. Законопроектом не разграничены полномочия в области водных отношений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что может быть истолковано как лишение субъектов Российской Федерации части своих конституционных полномочий.
Согласно п.п. в), д) ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсам, а также природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не определяет полномочия субъектов Российской Федерации в области водных отношений. В п/п 7 п.2. ст. 26.3 этого Федерального закона только указывается, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относятся вопросы организации и осуществления межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В связи с этим, целесообразно предусмотреть в законопроекте нормы о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также источники финансирования данных полномочий.
2. К недостаткам действующего Водного кодекса, Налогового кодекса, а также рассматриваемого законопроекта относится излишняя централизация в федеральном бюджете платы за пользование водными объектами. Опыт же ряда государств (Франции и ФРГ и др.) свидетельствует о том, что наиболее эффективно водопользование в тех странах, где плата за воду поступает непосредственно организациям, осуществляющим ведение водного хозяйства, а для контроля за расходованием получаемых ими средств создаются специальные наблюдательные советы. Функции такого контроля могут выполнять, например, бассейновые советы, создание которых предполагается законопроектом (ст. 39 законопроекта).
3. Законопроект содержит многочисленные отсылочные нормы (п.2 ст. 12, 39, п.7 ст. 40, п. 10 ст. 41, п. 5 ст. 42, п. 4 ст. 43 и другие). Однако большая эффективность правового регулирования будет достигнута, если основные правила, регламентирующие водные отношения, будут определены непосредственно в Водном кодексе.
4. Необходимо уточнить понятийный аппарат законопроекта, в том числе согласовать его с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В частности, нуждаются в совершенствовании понятия "водный объект", "водные ресурсы", "охрана водных объектов" и другие (ст. 1 законопроекта). Кроме того, вызывает сомнение определение водопользования как "любой деятельности на водных объектах, осуществляемой для удовлетворения потребностей" субъектов водных отношений.
II. Проект федерального закона N 136504-4 "О введении в действие Водного
кодекса Российской Федерации"
Целью проекта федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" является установление порядка перехода к новым отношениям в сфере водопользования, охраны водных объектов, в том числе:
сохранение прав действующих водопользователей на прежних условиях на весь срок ранее выданных лицензий;
применение норм и правил, регулирующих водопользование и охрану водных объектов до принятия соответствующих технических регламентов и завершения формирования системы государственного управления водным хозяйством.
Принятие законопроекта обеспечит стабильность водопользования и охрану жизни людей при осуществлении общего водопользования и водопользования, связанного с организованным отдыхом граждан на водных объектах.
По проекту федерального закона N 136504-4 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму замечаний и предложений не имеет.
С учетом сделанных замечаний Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять проекты федеральных законов N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации" и N 136504-4 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", внесенные Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.