Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления от 4 апреля 2005 г.
по проекту федерального закона N 136504-4 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 8 февраля 2005 года N 73) Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 136504-4 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и вносит следующие замечания и предложения.
1. В статье 9 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), согласно которым к вопросам местного значения поселений предлагается отнести установление условий общего водопользования на водных объектах в границах поселений в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а к вопросам местного значения муниципальных районов - установление условий общего водопользования на водных объектах за границами поселений в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. При этом установление данных условий должно осуществляться органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Полагаем, что решение вопросов местного значения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти противоречит нормам статьи 12 и части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, определяющим, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
По нашему мнению в законопроекте в целях устранения указанных противоречий необходимо разграничить полномочия федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления по установлению условий общего водопользования на водных объектах. При этом органам местного самоуправления должна быть предоставлена возможность самостоятельно осуществлять указанные полномочия в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами государственной власти.
2. В Федеральном законе (статьи 14-16) собственный перечень вопросов местного значения устанавливается не только для поселений и муниципальных районов, во и для городских округов. Таким образом, к вопросам местного значения городского округа необходимо также отнести установление условий общего водопользования на водных объектах в границах городского округа в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
3. Согласно частям 1 и 2 статьи 6 проекта Водного кодекса Российской Федерации к водным объектам относятся, в частности, подземные водные объекты, внутренние морские воды Российской Федерации, территориальное море Российской Федерации. В связи с этим в законопроекте необходимо уточнить виды водных объектов и размеры их территорий, в отношении которых органы местного самоуправления муниципальных районов могут устанавливать условия общего водопользования за границами поселений.
Поскольку органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения межпоселенческого характера, полагаем, что они должны осуществлять указанные полномочия на межселенных территориях (то есть согласно части 1 статьи 2 Федерального закона - на территориях, находящихся вне границ Поселений, но в границах муниципального района).
4. Помимо установления условий общего водопользования на водных объектах к полномочиям органов местного самоуправления относятся периодическое оповещение населения об ограничениях общего водопользования через средства массовой информации и специальными информационными знаками, устанавливаемыми вдоль берега водного объекта, владение, пользование и распоряжение обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности, предоставление их в особое пользование для создания особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 12, часть 2 статьи 8, часть 2 статьи 13 проекта Водного кодекса Российской Федерации).
Однако, осуществление вышеперечисленных полномочий органов местного самоуправления, в сфере регулирования водных отношений, не относится к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов, указанным в законопроекте, поэтому данные вопросы местного значения требуют уточнения, в части расширения компетенции органов местного самоуправления по использованию и охране водных объектов.
5. Согласно части 2 статьи 8 проекта Водного кодекса Российской Федерации в собственности муниципальных образований могут находиться обособленные водные объекты. В частях 2 и 3 статьи 50 Федерального закона установлены исчерпывающие перечни видов имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов для решения вопросов местного значения. Однако, в данных перечнях муниципального имущества не предусмотрены обособленные водные объекты.
Необходимо учитывать, что согласно части 8 статьи 85 Федерального закона органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, обязаны до 1 января 2009 года произвести отчуждение либо перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на день вступления в силу Федерального закона и не соответствующего требованиям статьи 50 Федерального закона.
Полагаем, что в целях сохранения возможности нахождения обособленных водных объектов в муниципальной собственности необходимо внести дополнения в части 2 и 3 статьи 50 Федерального закона, предусматривающие включение данных объектов, в указанные перечни муниципального имущества.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления считает, что данный законопроект может быть поддержан с учетом реализации вышеуказанных замечаний и предложений.
Первый заместитель Председателя Комитета |
Г.К. Сафаралиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.