Заключение Комитета по делам федерации и региональной политики от 7 апреля 2005 г.
по проекту N 136492-4 Водный кодекс Российской Федерации (новая редакция) и проекту федерального закона N 136504-4 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", внесенным Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (назначен комитетом соисполнителем по указанным законопроектам решением Совета Государственной Думы от 8 февраля 2005 года, протокол N 73) рассмотрены проект N 136492-4 "Водный кодекс Российской Федерации " и проект федерального закона N 136504-4 "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
Рассматриваемые законопроекты внесены в Государственную Думу на основании статьи 104 Конституции Российской Федерации и в соответствии с Регламентом Государственной Думы.
Законопроект N 136492-4 представляет собой новую редакцию Водного кодекса Российской Федерации, подготовленного в целях совершенствования правового регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, а также реализации в нормах Водного кодекса Российской Федерации положений, закрепленных частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации (земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории).
Одним из основных принципов представленного законопроекта является объявление практически всех водных объектов федеральной собственностью.
Однако Комитет считает, что субъекты Российской Федерации также должны участвовать в управлении водными объектами, находящимися в федеральной собственности. В этой связи представляется необходимым предусмотреть в проекте Водного кодекса нормы о передаче части полномочий по управлению водными объектами, находящимися в федеральной собственности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Тем более что концепция рассматриваемого законопроекта позволяет предусмотреть наиболее рациональное распределение полномочий по управлению водными ресурсами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Такое управление может осуществляться договорами, предусмотренными Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Вместе с тем, необходимо учесть, что передача полномочий по управлению водными ресурсами требует не только передачи полномочий, но и средств для реализации этих полномочий в виде трансфертов из федерального бюджета. Поэтому ко второму чтению в этом законопроекте необходимо предусмотреть и порядок перечисления трансфертов для осуществления переданных полномочий, принимая во внимание разные природные условия в субъектах Российской Федерации, различную потребность в водных ресурсах и другие объективные факторы с учетом предложений субъектов Российской Федерации.
Комитет полагает необходимым определить в законопроекте порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области управления водными ресурсами.
В главе 2 "Право собственности и иные права на водные объекты" необходимо уточнить понятие "обособленный водный объект", а также права пользования водными объектами.
По статье 8. В связи с тем, что обособленные водные объекты используются, как правило, для удовлетворения местных нужд (рыборазведения, забор воды для небольших населенных пунктов, рекреации) предлагается передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по управлению обособленными водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Поскольку вопрос сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов требуют установления особого режима пользования водным объектом, предлагается расширить перечень оснований предоставления обособленных водных объектов в особое пользование.
По статье 13. По мнению Комитета в данной статье проекта кодекса целесообразно закрепить механизм согласования с органами государственной власти государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями условий общего водопользования в отношении обособленных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, и предоставленных в особое пользование.
Представляется принципиально важным предусмотреть в статье 23 законопроекта норму о том, что водопользователь обязан информировать органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления об аварийных и других чрезвычайных ситуациях на водных объектах, поскольку в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится полномочие по предупреждению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий.
С целью оперативного решения водохозяйственных проблем субъектов Российской Федерации, а также максимального удовлетворения потребностей промышленности, нужд жилищно-коммунального хозяйства и сельского хозяйства в водных ресурсах Комитет предлагает дополнить проект кодекса новой статьей 30.1, которая бы предусматривала передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению в пользование водных объектов (и их участков), располагающихся в пределах границ соответствующего субъекта Российской Федерации, в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти по управлению водными объектами лимитами водопользования. При этом средства на осуществление указанных полномочий субъектов Российской Федерации должны предусматриваться в составе федерального фонда компенсаций в виде субвенций. Объем средств, предусмотренных бюджету субъекта Российской Федерации, должен определяться исходя из утвержденных нормативов затрат.
С учетом высказанных замечаний и предложений, при условии, что они будут реализованы при дальнейшей работе над законопроектом, Комитет по делам Федерации и региональной политике считает возможным поддержать представленные законопроекты и рекомендовать Государственной Думе принять их в первом чтении.
Комитет считает целесообразным в период подготовки проекта Водного кодекса Российской Федерации ко второму чтению провести парламентские слушания с приглашением представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств.
Заключение утверждено на заседании Комитета 7 апреля 2005 года.
Председатель Комитета |
В.И. Гришин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.