Заключение Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 апреля 2005 г.
"По проекту N 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации (новая редакция), внесенному Правительством Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 8 февраля 2005 года N 73) Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрен проект N 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Проект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Предметом правового регулирования Проекта являются отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков. Объектами регулируемых отношений в проекте являются леса, произрастающие на землях любых категорий, определенные как природный объект, неотделимо связанный с землей, участки земель лесного фонда, как объект недвижимости, права пользования ими. Субъектами регулируемых проектом отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Комитет отмечает, что ряд положений Проекта, связанных с вопросами ведения муниципальных образований нуждаются в уточнении.
Так, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусматривает осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах (часть 1 статьи 10), определяет перечень вопросов местного значения для муниципальных образований каждого вида - поселений, муниципальных районов, городских округов (статьи 14 - 16). Однако статьями 8, 26, 57, 59 Проекта и др. предусмотрены различные полномочия органов местного самоуправления без их отнесения к видам муниципальных образований, что может вызвать трудности при непосредственном применении норм Проекта. В связи с этим представляется целесообразным дополнить Проект статьей, определяющей правовой статус органов местного самоуправления в лесных отношениях (по аналогии с действующим Лесным кодексом). При этом полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в Проекте должны быть разграничены.
Кроме того, Федеральным законом к вопросам местного значения поселения относится организация "использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения" (пункт 19 части 1 статьи 14). Отсутствие в Проекте определения понятия "городской лес" ограничивает наделение полномочиями в области лесных отношений сельских поселений, а также муниципальных районов. Полагаем, что при доработке Проекта ко второму чтению должен быть решен вопрос о согласовании терминологии Проекта и Федерального закона.
Полагаем необходимым также отметить, что Федеральный закон предусматривает, что в собственности поселений могут находиться леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения (пункт 17 части 2 статьи 50 Федерального закона). В связи с этим представляется целесообразным дополнить Проект положением об отнесении к собственности поселений и городских округов лесов, находящихся в границах соответствующих населенных пунктов. В отношении таких лесов органами местного самоуправления соответствующих поселений и городских округов могли бы осуществляться полномочия собственника (обеспечивать использование и охрану).
В отношении иных лесов, находящихся в границах поселений и городских округов к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления могли бы быть отнесены регулятивные полномочия, предусмотренные Проектом для органов местного самоуправления.
Нормы Проекта, касающиеся лесного контроля, по нашему мнению, также должны быть доработаны с учетом положений Федерального закона. Так статьей 91 Проекта предусматривается осуществление органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами муниципального контроля за использованием, охраной и воспроизводством лесов на территории муниципального образования. В тоже время, как отмечалось выше, Федеральный закон относит к вопросам местного значения поселения только организацию "использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения" (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона). Данная норма не предусматривает полномочий органов местного самоуправления по осуществлению какого-либо контроля, не относит к полномочиям органов местного самоуправления воспроизводство лесов. Кроме того, представляется, что контрольные полномочия (в том числе, в рамках охраны), должны осуществляться органами местного самоуправления в отношении лесов, находящихся в границах соотвествующего населенного пункта. За состоянием, использованием, охраной лесов, расположенных вне границ населенных пунктов поселений контроль должен осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору за соблюдением лесного законодательства по общему правилу, предусмотренному статьями 88 - 89 Проекта.
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поддерживает принятие проекта N 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации при условии его доработки с учетом изложенных замечаний.
Первый заместитель |
Г.К. Сафаралиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.