Заключение Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 марта 2005 г.
"По проекту N 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации, внесенному Правительством Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект N 136515-4 Лесного кодекса Российской Федерации", внесенного Правительством Российской Федерации и отмечает.
Содержание правовых конструкций и отдельных норм законопроекта отражает изменения в социальной и экономической жизни страны, произошедшие после принятия в 1997 году действующей редакции Лесного кодекса Российской Федерации.
В целом законопроект направлен на обеспечение эффективного государственного управления в области использования, охраны и воспроизводства лесов, создание оптимальных условий для осуществления рационального использования лесных ресурсов. В проекте определены механизмы, обеспечивающие достижения таких целей, как сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов и их восстановления вне зависимости от категорий и собственников лесных участков.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым внести следующие изменения:
1. В пункте 1 статьи 10 необходимо в перечень защитных лесов включить такое понятие, как леса, выполняющие функции защиты сельскохозяйственных угодий (защитные лесные полосы на землях сельскохозяйственного назначения (полезащитные, стокорегулирующие, прибалочные, приовражные, по берегам рек и водоемов), насаждения на гидрографической сети и песчаных массивах).
2. Уточнить редакцию статьи 26 "Общедоступное лесопользование граждан", расширив перечень действий, которые могут осуществлять граждане в лесах свободно и бесплатно и какие правила при этом они обязаны соблюдать.
3. В законопроекте следует исключить статьи 69 и 70. Новая редакция Лесного кодекса РФ не содержит порядка приватизации лесного фонда (статья 42 законопроекта).
Однако в статьях 69 и 70 прописана процедура передачи лесных участков в доверительное управление. Учитывая положение пункта 3 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут наступить последствия, при которых долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, будут погашаться за счет этого имущества в соответствии с ГК РФ.
4. Законопроект следует дополнить статьей о договоре концессии лесных участков.
Возможность заключения концессионных соглашений необходимо предусмотреть с целью привлечения инвестора для освоения труднодоступных участков лесного фонда, тем более, что подавляющая его часть является труднодоступной и малоосвоенной.
5. Статью 12 законопроекта "Договор купли-продажи деревьев на сруб" следует переименовать в "Договор купли-продажи древесины для удовлетворения собственных нужд граждан".
При этом считаем, что в соответствии с этим договором, древесина должна заготавливаться и реализовываться организацией, уполномоченной органом местного самоуправления не только в целях обеспечения нужд граждан в дровах для отопления, но и для реконструкции, восстановления, ремонта жилого дома или хозяйственных построек.
Кроме того, следует установить, что нормы заготовки древесины и ставки платы за метр кубической заготавливаемой древесины должны устанавливаться нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6. Статью 113 "Лесопользование в лесах, расположенных в землях сельскохозяйственного назначения и землях поселений" следует разделить на две статьи, выделив в отдельную статью нормы, посвященные лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения. В этой статье необходимо уточнить правовой статус и порядок использования лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также вопросы воспроизводства, лесоразведения и лесовосстановления в сельских лесах.
7. Законопроект требует также доработки с точки зрения приведения его в соответствие с нормами земельного законодательства, Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Подробная постатейная редакция указанных выше замечаний изложена в прилагаемой к заключению таблице поправок.
С учетом приведенных в заключении замечаний и при условии внесения в текст проекта Лесного кодекса Российской Федерации соответствующих изменений Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает его принятие.
Приложение: на листах.
Председатель Комитета |
Г.В. Кулик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.