Заключение Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 апреля 2005 г.
"По проекту федерального закона N 136524-4 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерация" (новая редакция)"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 136524-4 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и сообщает.
Законопроектом, имеющим технический характер, определяется порядок перехода от отменяемых Лесным кодексом Российской Федерации прав пользования лесными участками и документов, являющихся основаниями для пользования лесными участками, к новым правовым основаниям - договорам аренды и доверительного управления лесных участков.
К законопроекту имеются следующие замечания и предложения.
Статьей 2 предусмотрено, что до принятия указа Президента Российской Федерации, предусмотренные статьей 42 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки не передаются в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц. По мнению Комитета, данная норма некорректна, так как даже при наличии такого указа указанным лицам нельзя передать в собственность лесные участки при отсутствии федерального закона, устанавливающего порядок передачи лесных участков с собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц.
Статья 4 законопроекта носит декларативный характер, так как и ее отсутствие позволяет осуществить такую передачу. Кроме того, вопросы, касающиеся перевода земель лесного фонда в иные категории земель, уже урегулированы в земельном законодательстве. Следует отметить, что законопроект не учитывает требований Федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую".
В соответствии со статьей 7 законопроекта федеральная собственность на земли лесного фонда сохраняется до принятия федеральных законов, устанавливающих порядок передачи лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Вместе с тем Комитет отмечает, что даже при наличии порядка, установленного федеральным законом иные формы собственности возникнуть не смогут. Для передачи лесных участков в собственность иных публичных образований, граждан и юридических лиц необходимо решение органа власти, уполномоченного от имени Российской Федерации распоряжаться такими лесными участками.
Статьей 8 законопроекта предусмотрено, что участки леса на землях поселений относится к муниципальной собственности в соответствии с правилами о разграничении государственной собственности на землю. Комитет отмечает, что следует определить федеральным законом форму собственности на городские леса. Вместе с тем такая формулировка может вызвать неопределенность в законодательстве. Так в составе земель муниципального образования - поселения могут быть различные категории земель, как земли поселений, так и земли лесного фонда. Кроме того, Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" не устанавливает основания для разграничения государственной собственности на участки леса. В данной статье также не учтено, что земельные участки, занятые лесами, уже могут находиться в федеральной собственности в соответствии со статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Комитет предлагает исключить из законопроекта статью 12 в связи с предложением исключить из вопросов регулирования Лесного кодекса вопрос перевода земель лесного фонда в другую категорию земель.
Проектом Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрена ликвидация лесорубочных и лесных билетов. Комитет считает целесообразным сохранить указанные документы на переходный период и обязанности лесопользователей получать лесорубочные билеты, по крайней мере, на период до введения на практике иных эффективных мер государственного контроля за оборотом древесины.
В связи о тем, что Лесной кодекс не предусматривает ведение государственного лесного кадастра, в целях сохранения полученной информации о лесном фонде необходимо предусмотреть куда и в каком порядке она предается.
Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддерживает концепцию проекта федерального закона N 136524-4 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости в процессе подготовки ко второму чтению его доработки в аспекте настоящего Заключения.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.