Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 апреля 2005 г. N 3.9-34/2.2
"По проекту федерального закона N 136524-4 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 136524-4 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект носит технический характер и устанавливает порядок перехода к отношениям лесопользования, вводимым новой редакцией Лесного кодекса Российской Федерации. В частности, законопроектом определяется порядок перехода от отменяемых Лесным кодексом Российской Федерации прав пользования лесными участками и документов, являющихся основаниями для пользования лесными участками, к новым правовым основаниям - договорам аренды земельных участков.
Вместе с тем, Комитет по собственности имеет ряд замечаний по тексту законопроекта.
В соответствии со статьей 7 законопроекта федеральная собственность на земли лесного фонда сохраняется до принятия федеральных законов, устанавливающих порядок передачи лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, граждан и юридических лиц. По мнению Комитета по собственности, указанное положение не согласуется со статьей 42 новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Объектами же гражданского оборота являются лесные участки, которые могут переходить в собственность иных лиц не с момента принятия федеральных законов, а с момента принятия в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации или специальным федеральным законом, соответствующего решения Правительства Российской Федерации о передаче конкретного лесного участка в собственность определенных лиц. При этом отчуждение такого участка в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность будет носить, видимо, безвозмездный характер и регулироваться бюджетным законодательством, а передача в собственность граждан и юридических лиц - возмездный характер и по сути будет являться приватизацией лесных участков.
Следует отметить, что статья 4 законопроекта не несет правовой нагрузки и является излишней, так как содержащееся в ней положение о передаче исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Правительства Российской Федерации по переводу земельных участков, на которых расположены леса второй и третьей групп, полностью дублирует аналогичное положение Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Проектом Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрен отказ от лесорубочных билетов. В этой связи Комитет по собственности считает целесообразным в рассматриваемом законопроекте продлить до 1 января 2009 года необходимость получения лесопользователями таких билетов, являющихся по сути документационной основой, на которой строятся существующие в Российской Федерации системы отслеживания законности происхождения древесины, ее одномоментная ликвидация может привести к значительному увеличению объема незаконного оборота древесины. Комитету представляется целесообразным рассмотреть вопрос о возможности сохранении обязанности лесопользователей получать лесорубочные билеты, по крайней мере, на период до практического введения иных мер государственного контроля за оборотом древесины.
Оценивая законопроект в целом следует отметить, что последний является завершенным правовым актом, его положения согласуются с нормами федерального законодательства, в тексте законопроекта отсутствуют внутренние логические противоречия, а форма изложения проекта соответствует правилам юридической техники.
На основании изложенного Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 136524-4 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению в аспекте изложенных в настоящем заключении замечаний.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.