Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 апреля 2005 г. N вн. 2.2-1/1068
"По проекту федерального закона N 136524-4 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации"
(1 чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив представленный проект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
В проекте предусматривается особый порядок вступления в силу федерального закона - со дня его официального опубликования. Таким образом, в случае принятия Лесного кодекса Российской Федерации в текущем году могут произойти изменения доходной и расходной частей федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Например, согласно пояснительной записке к проекту, дополнительные расходы федерального бюджета потребуются при передаче выполнения работ по воспроизводству лесов на федеральный уровень с уровня субъектов Российской Федерации. В то же время, в связи с тем, что проектом изначально предусматривается федеральная собственность на земли лесного фонда, доходы федерального бюджета от использования лесного фонда увеличатся на сумму поступлений, направляемых в настоящее время в бюджеты субъектов Российской Федерации. В связи с этим потребуется внесение изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год".
Кроме этого, с учетом принципа самостоятельности бюджетов, установленного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (означающего, в частности, недопустимость введения в действие в течение финансового года изменений бюджетного законодательства, приводящих к увеличению расходов, снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы о бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов), в случае вступления в силу ЛК РФ в текущем году, потребуется выделение средств из федерального бюджета нижестоящим бюджетам для компенсации снижения доходов.
В то же время, согласно пункту 3 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета.
Полагаем, что такой кодифицированный акт следовало бы вводить в действие не со дня его официального опубликования, а по истечении определенного периода в целях ознакомления и подготовки к применению.
В статье 2 проекта ссылка должна быть на часть 6 статьи 42 предлагаемого кодекса, а не на часть 5 этой статьи (сравните тексты данных положений).
В статье 5 (части 3, 4, 5) установлены различные сроки, на которые лесопользователи вправе заключить (перезаключить договоры, действующие на момент введения ЛК РФ в силу) договоры аренды лесных участков. Такое решение, по нашему мнению, поставит лесопользователей в неравное положение и тем самым нарушит один из основных принципов гражданского законодательства - равенство участников регулируемых отношений (см. пункт 1 статьи 1 ГК РФ). Полагаем, что следовало бы установить для всех субъектов одинаковый срок.
Норма статьи 6 также поставит арендаторов (заключивших договор аренды до введения в действие ЛК РФ по отношению к тем, которые заключили указанный договор после введения в действие ЛК РФ) в неравное положение. Эта норма запрещает арендаторам, заключившим договор аренды до введения в действие ЛК РФ, совершать новые сделки (субаренда, залог и др.). В то же время, часть 2 статьи 66 проекта ЛК РФ позволяет арендаторам, заключившим договор в соответствии с новым ЛК РФ, совершать указанные сделки даже "без согласия арендодателя".
Замечания юридико-технического характера.
1. В статье 2 проекта слова "частью 5" заменить словами "частью 7".
2. По статье 5 проекта.
Абзацы, начинающиеся с прописной буквы, следует либо нумеровать арабскими цифрами с точкой и считать частями статьи, либо "подтягивать" к первому абзацу (чтобы часть статьи имела только один абзац, начинающийся с прописной буквы). Иными словами, часть статьи должна строиться таким образом, чтобы она состояла из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы. Это требование вытекает из необходимости не употреблять такие структурные единицы статьи законодательного акта, как абзацы. Абзацы не имеют обозначений, поэтому дополнение новыми абзацами или признание каких-то из них утратившими силу связано со значительными затруднениями юридико-технического характера, а также с затруднениями при составлении текущих редакций законодательного акта и при его применении.
Учитывая вышеизложенное, необходимо соответствующим образом скорректировать структуру статьи 5.
3. В части 1 статьи 9 проекта слова "до введения в действие соответствующих технических регламентов" заменить словами "до вступления в силу соответствующих технических регламентов".
4. Статью 11 проекта необходимо дополнить двумя пунктами и изложить следующим образом:
Статья 11
Признать утратившими силу со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации:
1) Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 610);
2) статью 24 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033);
3) Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4857);
4) статью 17 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276);
5) статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 25).
Текст проекта с юридико-технической правкой передан в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.