Пояснительная записка
к проектам федеральных законов "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также проект федерального закона, которым вносятся изменения в законодательные акты Российской Федерации, вытекающие из необходимости реализации положений указанного законопроекта, направлены на создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику посредством создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ). Законопроектами определяются правовой режим особых экономических зон на территории Российской Федерации, порядок их создания и прекращения, а также особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории.
Под особой экономической зоной предлагается понимать определяемую Правительством Российской Федерации часть государственной и таможенной территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности.
Согласно проекту федерального закона на территории Российской Федерации планируется создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных и технико-внедренческих.
При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Ограниченность территории ОЭЗ обусловливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры зоны и прилегающих к ней территорий, во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.
По указанным причинам законопроектом предусматривается создание промышленно-производственных зон на территории с площадью не более 10 кв.км., технико-внедренческих - на территории с площадью не более 2 кв. км.
ОЭЗ создаются на двадцать лет, срок существования ОЭЗ продлению не подлежит. Законопроектом устанавливаются основания, в соответствии с которыми Правительство Российской Федерации принимает решение о досрочном прекращении ОЭЗ.
На территории ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо чистых металлов и сплавов, соединений и изделий из них, материалов для электроники), производство и переработка подакцизных товаров (за исключением автомобилей легковых и мотоциклов).
При создании ОЭЗ Правительство Российской Федерации вправе определять виды деятельности, разрешенные на территории ОЭЗ.
Одним из условий эффективного функционирования ОЭЗ является единство государственной политики в сфере развития ОЭЗ, а создание и развитие ОЭЗ - задачей федерального значения, поэтому органом, уполномоченным принимать решения о создании ОЭЗ, является Правительство Российской Федерации.
Субъект Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями, на территории которых предполагается создание ОЭЗ, подает в Правительство Российской Федерации заявку о создании ОЭЗ по установленной форме. Решение о создании ОЭЗ оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.
Для обеспечения единства управления ОЭЗ на всей территории Российской Федерации законопроект предусматривает следующую конструкцию управления ОЭЗ: разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (федеральное министерство), а полномочия по управлению ОЭЗ возлагаются на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ, и его территориальные органы (территориальный орган).
Резидент ОЭЗ - индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с территориальным органом соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных проектом федерального закона.
Индивидуальный предприниматель и коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ.
Неотъемлемым условием получения лицом статуса резидента промышленно-производственной ОЭЗ является обязанность лица осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее десяти миллионам евро (не включая нематериальные активы) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления в территориальный орган заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. При этом резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее одному миллиону евро (не включая нематериальные активы) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления данной заявки в территориальный орган, в течение года с момента заключения указанного соглашения.
Лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается только в судебном порядке в предусмотренных законопроектом случаях и влечет прекращение соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
На территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность могут осуществлять как резиденты ОЭЗ, так и лица, не являющиеся таковыми.
При этом резиденты ОЭЗ вправе осуществлять на территории ОЭЗ только промышленно-производственную (производство и переработка товаров и их последующая реализация) или технико-внедренческую (создание научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по их внедрению и обслуживанию) деятельность.
Лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, могут осуществлять на территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для стимулирования инвестиционной активности резидентов ОЭЗ проектом федерального закона устанавливаются особенности административного режима, порядка предоставления налоговых и таможенных преференций, режима землепользования.
Специальный административный режим в отношении резидентов ОЭЗ, устанавливаемый законопроектом, предусматривает осуществление контрольных мероприятий органами государственного контроля в отношении резидентов ОЭЗ, за исключением таможенного и налогового контроля, исключительно в виде плановых комплексных проверок по согласованию с территориальным органом в течение срока, не превышающего двух недель, а налоговый и таможенный контроль на территории ОЭЗ - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, для реализации принципа "одного окна" в законопроекте предусмотрен механизм передачи федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления своих полномочий территориальному органу, осуществляющему управление конкретной ОЭЗ, в объеме, необходимом для максимального упрощения взаимодействия инвестора с органами государственной власти и местного самоуправления.
Особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закрепляются в Налоговом кодексе Российской Федерации исходя из следующего:
для налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, предлагается установить ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снятие 30% ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды, ускоренный порядок начисления амортизации по основным средствам;
для резидентов технико-внедренческих зон планируется предусмотреть пониженную ставку единого социального налога (14%);
на федеральном уровне планируется освобождение резидентов ОЭЗ в течении первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
В законопроект включены нормы прямого действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Товары помещаются резидентами ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
При вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть территории Российской Федерации таможенными органами взимаются подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации. При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.
В соответствии с проектом федерального закона земельные участки, расположенные в границах ОЭЗ, предоставляются во владение и пользование только на основании договора аренды. Резиденты ОЭЗ - собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в пределах территории ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Создание ОЭЗ позволит обеспечить:
дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности;
стимулирование развития регионов, содействие в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития;
развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;
создание новых высококвалифицированных рабочих мест.
Принятие законопроектов будет способствовать диверсификации российской экономики за счет развития, в первую очередь, наукоемких, высокотехнологичных отраслей.
Финансово-экономическое обоснование
к проектам федеральных законов "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"
Предусмотренные в законопроектах нормы направлены на создание благоприятных условий для инвестиционной активности отечественного и иностранного бизнеса и, прежде всего, на стимулирование производства высокотехнологичной продукции, а также продукции обрабатывающих отраслей промышленности.
Принятие законопроектов позволит создать новые производственные мощности, в которых заинтересованы как потенциальные инвесторы, так и само государство, организовать дополнительные рабочие места, увеличить выпуск продукции, способной конкурировать с аналогичной продукцией иностранного производства.
Согласно законопроекту "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в соответствии с соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны (ОЭЗ) обязуется в течение срока его действия вести на территории ОЭЗ промышленно-производственную деятельность, предусмотренную соглашением, и осуществить инвестиции, в объеме и в сроки, предусмотренные соглашением. При этом существенным условием соглашения является обязанность резидента ОЭЗ осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 миллионам евро по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти по управлению ОЭЗ и осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 1 миллиону евро по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления заявки в территориальный орган, в течение года с момента заключения указанного соглашения. Таким образом, реализация данного закона, начиная с года следующего за годом его принятия, будет способствовать поступлению инвестиций от резидентов ОЭЗ в экономику Российской Федерации.
Предусматривается, что управление конкретной ОЭЗ осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ, и его территориальные органы. В этой связи предполагается создать специализированный федеральный орган исполнительной власти по управлению ОЭЗ (федеральное агентство) с общей численностью работников 151 единица (без персонала по охране и обслуживанию зданий).
Создаваемые ОЭЗ размещаются на ограниченных территориях: промышленно-производственные зоны на участках территории площадью не более десяти квадратных километров, технико-внедренческие зоны на участках территории площадью не более двух квадратных километров. Ориентировочная стоимость создания инфраструктуры в каждой промышленно-производственной зоне составит 88,1 млн. евро (таблица 1), в технико-внедренческой зоне - 3,98 млн. евро (таблица 2).
Таблица 1
Расчеты по созданию инфраструктуры промышленно-производственной зоны (на 1 кв.км)
Наименование | Всего (млн. евро) |
Сети водоснабжения и канализация (в т.ч. очистные сооружения) |
1,361 |
Теплоснабжение | 0,517 |
Объекты энергетического хозяйства | 0,204 |
Сети и сооружения телефонной связи | 0,408 |
Железнодорожные пути | 3,267 |
Автомобильные дороги | 0,545 |
Ограждение | 0,327 |
Административно-бытовой корпус | 2,178 |
Всего | 8,808 |
Таблица 2
Расчеты по созданию инфраструктуры технико-внедренческой зоны (на 1 кв.км)
Наименование | Всего (млн. евро) |
Сети водоснабжения и канализация (в т.ч. очистные сооружения) |
0,681 |
Теплоснабжение | 0,204 |
Объекты энергетического хозяйства | 0,177 |
Сети и сооружения телефонной связи | 0,054 |
Автомобильные дороги | 0,545 |
Ограждение | 0,327 |
Всего | 1,987 |
Источники финансирования создания инфраструктуры ОЭЗ устанавливаются в соглашении о создании ОЭЗ с указанием долей участия федерального, регионального и местного (местных) бюджетов. Вместе с тем, на территории, входящей в ОЭЗ, изначально уже могут существовать определенные объекты инфраструктуры (административные здания, линии электропередачи, сети водоснабжения и канализации и др.), что, в свою очередь, приведет к сокращению указанных расходов на ее создание.
Вместе с тем следует отметить, что, принимая во внимание общий институциональный характер законопроектов, дать конкретную оценку влияния их принятия на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не представляется возможным.
Учитывая, что в соответствии с законопроектом решение о создании ОЭЗ принимается Правительством Российской Федерации, финансовые последствия для федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут быть оценены при рассмотрении целесообразности создания каждой конкретной ОЭЗ.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектами федеральных законов "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
В связи с принятием федеральных законов "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" потребуется внесение изменений и дополнений в:
1. Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
2. Статьи 22 и 30 Земельного кодекса Российской Федерации
3. Главу 12 Таможенного кодекса Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1
4. Статью 42 Федерального закона от 8 декабря 2004 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
5. Статью 1 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
6. Статью 7 Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области"
7. Статью 6 Федерального закона от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.