Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части"
Дополнительным соглашением между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части, подписанным в г.Пекине 14 октября 2004 г., определяется в договорном порядке прохождение линии границы на двух участках, составляющих менее 2 процентов от ее общей длины - более 4300 километров, остававшееся несогласованным при заключении в 1991 году Соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части (район острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и район островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури близ г. Хабаровска).
Дополнительным соглашением предусматривается решение пограничных вопросов на двух участках в соответствии с принципами взаимопонимания и взаимной уступчивости, взаимоприемлемости и сбалансированности, равноправия Сторон. Впервые в истории российско-китайских отношений завершается совместное определение принадлежности островов на судоходных реках Амур и Уссури и тем самым подводится черта под многовековой историей российско-китайского территориального размежевания.
Дополнительным соглашением ликвидируется потенциальный источник нестабильности и непредсказуемости в двусторонних отношениях, что отвечает долгосрочным интересам Российской Федерации и будет способствовать укреплению российско-китайского стратегического партнерства, дальнейшему развитию приграничных дальневосточных регионов Российской Федерации.
Упомянутое Соглашение 1991 года, Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Западной части 1994 года и Дополнительное соглашение в совокупности составляют юридическую основу для определения прохождения линии границы между двумя государствами на всем ее протяжении.
Дополнительное соглашение является делимитационным. Конкретное положение границы на местности будет определено при демаркации.
Дополнительное соглашение состоит из преамбулы, в которой фиксируется его цель, и семи статей.
В статье 1 дается конкретное описание прохождения линии российско-китайской государственной границы в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский близ г.Хабаровска. В соответствии с этой статьей линия границы проходит как по середине несудоходных рек и середине главного фарватера судоходных рек, так и по суше, пересекая острова Большой и Большой Уссурийский. При этом территории обоих районов (примерно 375 кв.км) распределяются примерно поровну.
В статье констатируется, что упомянутая линия границы нанесена красным цветом на обменные (1987 года) карты бывшего СССР и карты КНР, которые прилагаются к Дополнительному соглашению и составляют его неотъемлемую часть.
В статье 2 предусматривается создание Совместной российско-китайской демаркационной комиссии в целях проведения демаркации (обозначения на местности) государственной границы, указанной в статье 1 Дополнительного соглашения.
В статье 3 определяются принципы прохождения этой границы на реках: на судоходных - по середине главного фарватера реки, а на несудоходных - по середине реки или середине ее главного рукава, точные положения которых и в соответствии с этим принадлежность островов на реках будут установлены при демаркации границы. Кроме того, в статье конкретизируются критерии для определения главного фарватера и его середины, а также главного рукава реки.
В статье 4 фиксируется, что линия российско-китайской государственной границы, демаркированная на местности, одновременно разграничивает по вертикали воздушное пространство и недра Земли.
В статье 5 констатируется, что естественные изменения, которые могут происходить на местности в приграничной полосе, то есть как на реках, так и на суше, не повлекут за собой изменений в положении демаркированной на местности линии государственной границы на двух участках, указанных в статье 1 Дополнительного соглашения, а также в принадлежности островов, если Стороны не договорятся об ином. При этом оговаривается, что принадлежность островов, которые появятся на пограничных реках после демаркации границы, будет определяться в соответствии с положением демаркационной линии границы, а принадлежность тех островов, которые появятся на самой демаркационной линии границы, будет определяться путем консультаций между Сторонами.
В статье 6 говорится, что Дополнительное соглашение является дополнением к названному Соглашению 1991 года.
В статье 7 предусматривается ратификация Дополнительного соглашения и определяется порядок его вступления в силу.
Дополнительное соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Проведение демаркации российско-китайской государственной границы на двух участках потребует бюджетных расходов. Соответствующие финансовые расчеты будут в установленном порядке представлены в Правительство Российской Федерации после вступления в силу Дополнительного соглашения и согласования с Китайской Стороной конкретных сроков и объемов демаркации.
В Дополнительном соглашении не содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Оно вступает в силу со дня обмена ратификационными грамотами.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части"
Процедура ратификации Дополнительного соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 14 октября 2004 г. не требует бюджетных расходов Российской Федерации.
Вместе с тем демаркация государственной границы в соответствии с Дополнительным соглашением, которая будет осуществляться после его вступления в силу, потребует бюджетных расходов, что должно найти отражение при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год. Оценка возможных финансово-экономических последствий ратификации Дополнительного соглашения будет представлена в установленном порядке в Правительство Российской Федерации после его вступления в силу и согласования с Китайской Стороной конкретных сроков и объемов денежных средств, необходимых для проведения демаркации.
Такая последовательность действий имела место также при ратификации, в частности, Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Западной части от 3 сентября 1999 г.
Согласованное определение объемов демаркационных работ потребует выхода экспертов обеих Сторон на места проведения демаркации. Первый такой выход по взаимной договоренности намечен на середину июня 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.