Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов"
Необходимость разработки проекта закона
В современных рыночных условиях судоходные компании России испытывают серьезные экономические и финансовые трудности в конкурентной борьбе на мировом рынке транспортных услуг.
Анализ последних девяти лет (1995-2004 гг.) показывает, что морской торговый флот под российским флагом ежегодно сокращается (с 9,5 млн. т дедвейта в 1995 г. до 2,6 млн.т дедвейта в 2004 г.), уменьшаются и валютные поступления от работы морского флота (с 508,7 млн. долл. США в 1995 г. до 200 млн. долл. США в 2004 г.), соответственно уменьшаются налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, а также количество рабочих мест как среди плавсостава, так и на берегу.
Несмотря на то, что Правительство Российской Федерации проводит политику, направленную на снижение налогов, одной из причин кризисного положения российских судоходных компаний является высокая доля налогов (включая сборы, пошлины и другие отчисления) в стоимости транспортных услуг, особенно по сравнению с компаниями стран "удобного" флага, с которыми конкурирует флот России на мировом фрахтовом рынке. Это не позволяет отечественным судовладельцам осуществлять воспроизводство основных фондов, в результате чего флот России сокращается, уменьшая налогооблагаемую базу.
Статистические данные показывают, что из 211 судов, построенных для российских судовладельцев в 1992-2004 гг., более 90% имеют иностранный флаг. Это объясняется тем, что зарубежные банки выдают кредиты на срок 7-9 лет под низкие проценты. Для обеспечения возвратности своих вложений иностранные кредитные учреждения требуют регистрации новых судов в странах "удобного" флага, и российские судовладельцы вынуждены выполнять эти требования.
При регистрации в России судов, приобретенных за рубежом, отечественные судоходные компании сталкиваются с беспрецедентной практикой: необходимостью единовременной оплаты налоговых и таможенных сборов, которые достигают 24,5% от стоимости судна.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в отрасли и возврата судов под отечественный флаг требуется поддержка государства. Учитывая недостаток бюджетного финансирования на данном этапе, государство может стимулировать процесс обновления флота косвенными методами, основанными на современных беззатратных решениях. Одним из таких методов является создание Российского международного реестра судов.
Зарубежный опыт создания реестров
Анализ зарубежного опыта показывает, что многие ведущие морские державы в последнее десятилетие для преодоления аналогичных трудностей стали создавать международные судовые реестры, основной особенностью которых является запрет на транспортировку грузов между национальными портами.
Таким образом, суда должны работать исключительно на мировом фрахтовом рынке и конкурировать с судами других стран за право получить контракты на перевозки.
В период обострения кризиса международного судоходства судовладельцы крупнейших морских держав с целью снижения эксплуатационных расходов в массовом порядке стали регистрировать свои суда в оффшорных зонах, которые в мировом судоходстве стали называться странами "удобного" флага. Регистрация судоходных компаний в странах "удобного" флага носит упрощенный характер: судовладелец должен оплатить взнос за регистрацию судна и далее вносить ежегодную плату в зависимости от размеров судна, которая никак не связана с финансовыми результатами деятельности судна, что значительно упрощает ведение отчетности.
Массовый уход национального флота под "удобные" флаги вызвал негативную реакцию большинства правительств ведущих морских держав по следующим причинам: значительное снижение налоговых поступлений в национальные бюджеты от судоходного бизнеса; обострение проблемы трудоустройства национальных морских кадров; снижение безопасности судоходства ввиду использования на судах в основном низкоквалифицированной рабочей силы из развивающихся стран; снижение потенциала национальной безопасности из-за снижения мобилизационной готовности торгового флота, зарегистрированного под "удобными" флагами.
В сложившейся ситуации правительства могли выбрать следующие решения: проводить политику невмешательства в судоходный бизнес, предоставив ему возможность осуществлять свою деятельность по законам рынка; разработать систему преференций с целью частичной компенсации преимуществ "удобного" флага либо создать второй национальный реестр с особыми правилами и нормами с целью возврата флота из оффшорных зон.
Все перечисленные решения в той или иной мере были реализованы в различных странах. Но многие страны, такие как Норвегия, Дания, Великобритания, Нидерланды, создали вторые ("параллельные", "альтернативные") международные реестры судов.
В России уход судов в оффшорные зоны начался с 1992 года и продолжается по настоящее время. В 1992 году доля судов под иностранными флагами составляла 18,4% от общего тоннажа России, а на начало 2005 года эта величина достигла порядка 58% без учета судов смешанного ("река - море") плавания. Если эту тенденцию не остановить, то через пять - семь лет морских судов под отечественным флагом практически не останется, что повлечет за собой соответствующие экономические и политические последствия.
Цель создания Российского международного реестра судов
Целью образования Российского международного реестра судов является создание экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем российских и иностранных судов, имеющих все преимущества "удобного" флага.
Создание международного реестра судов в России будет способствовать решению следующих задач:
привлечение под российскую регистрацию вновь строящихся российских судов, которые в настоящее время уходят под "удобные" флаги;
привлечение под российскую регистрацию судов, принадлежащих российским судоходным компаниям и эксплуатирующихся в настоящее время под иностранными флагами;
привлечение под российскую регистрацию иностранных судов, эксплуатация которых требует российского флага;
оживление национального судостроительного и судоремонтного секторов и, как следствие, связанных с ними отраслей промышленности (металлургия, машиностроение и другие);
получение дополнительных доходов в государственный бюджет от сборов за регистрацию судов в Реестре и налоговых поступлений, с доходов моряков;
усиление транспортной составляющей национальной безопасности и резерва обороноспособности страны;
повышение авторитета торгового флота России в мировом судоходстве;
создание дополнительных рабочих мест на судах и берегу;
использование современной международной залоговой схемы финансирования строительства судов под российский флаг.
Режим создания Российского международного реестра судов
Функционирование Реестра требует создания следующих экономических условий: особого налогового режима; особого валютного регулирования доходов судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Реестре; обоснованной системы платежей за регистрацию судов в Реестре.
При разработке экономических условий деятельности Реестра учтены следующие факторы:
создаваемый Реестр должен быть конкурентоспособным в сравнении с условиями стран "удобного" флага и стран "вторых реестров";
экономические условия в Реестре должны быть на уровне стран, в которых в настоящее время в основном зарегистрирован под иностранными флагами действующий флот, контролируемый Россией;
государство должно получать доходы от деятельности создаваемого Реестра;
Реестр должен быть самоокупаемым и не сокращать налогооблагаемую базу.
Режим налогообложения для судов, зарегистрированных в Реестре, будет предусматривать уплату государственной пошлины за регистрацию судов в Реестре и продление срока действия этой регистрации, а также уплату единого социального налога.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по результатам парламентских слушаний, состоявшихся 14 октября 2004 г., рекомендует Правительству Российской Федерации ускорить внесение на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов", а также при рассмотрении этого проекта считать его приоритетным, учитывая, что принятие указанного закона позволит комплексно и системно решить проблемы по повышению конкурентоспособности российского флота, в частности налоговые, финансовые и социальные вопросы.
В случае создания необходимых вышеуказанных условий для перевода деятельности национальных судовладельцев из-за рубежа в Россию будет создано около 80 тыс. рабочих мест, торговый флот стоимостью 13 млрд. долл. США, активизирована деятельность судостроительной, судоремонтной и других смежных областей промышленности, укреплена национальная безопасность России. В противном случае сохранится существующая тенденция сокращения флота с вытекающими из этого экономическими и социально-политическими последствиями.
Для создания и применения вышеуказанного льготного режима налогообложения необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство:
Кодекс торгового мореплавания;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".
1. Разработка правовых условий создания и деятельности Реестра включает решение ряда вопросов, в том числе необходимость внесения изменений и дополнений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ).
Согласно данному проекту закона необходимо внести изменения и дополнения в статьи 4, 14, 19, 20, 22, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 47, 377, 378, 380, 381, 383, 386 КТМ, касающиеся Реестра.
Основной идеей и целью законопроекта является изменение положений КТМ, определяющих сферу применения правил, установленных КТМ (статьи 4, 14, 20, 22), и правил регистрации судов и прав на них (статьи 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 47), порядок регистрации ипотеки судна или строящегося судна (статьи 377, 378, 380, 381, 383, 386).
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие из торгового мореплавания и связанные с деятельностью Реестра. Указанные отношения определяют также круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности.
2. Подготовка правовых и экономических условий деятельности Реестра включает в себя решение весьма широкого круга вопросов, в том числе предоставление судовладельцам, регистрирующим свои суда в Реестре, особого порядка налогообложения, для чего необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство.
Предполагается внести изменения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость", главу 25 "Налог на прибыль организаций", главу 25.3 "Государственная пошлина", главу 28 "Транспортный налог", главу 30 "Налог на имущество организаций".
1) Предлагаемые изменения и дополнения в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" предполагают установить для судовладельцев, зарегистрировавших свои суда в Реестре, нулевую ставку налога на добавленную стоимость.
Необходимость этого обусловлена тем, что с учетом специфики этого налога простого освобождения судовладельцев от уплаты НДС недостаточно для создания благоприятного режима по этому налогу. Особенности исчисления и уплаты НДС являются причиной того, что налогоплательщики, освобожденные от уплаты налога по своим видам деятельности, несут дополнительные расходы, поскольку теряют право на зачет этого налога, уже уплаченного поставщикам за приобретенные товары, работы и услуги.
Для создания наиболее благоприятного режима в отношении НДС необходимо подчинить судовладельцев режиму обложения НДС по нулевой ставке. В этом случае НДС, уже уплаченный поставщикам товаров, работ и услуг, возмещается из бюджета (засчитывается в счет будущих платежей или возвращается).
Поскольку глава 21 Налогового кодекса уже предусматривает ряд особенностей применения НДС в отношении некоторых видов транспортных перевозок, оказалось необходимым включить положения относительно судовладельцев, эксплуатирующих суда, зарегистрированные в Реестре, с учетом имеющихся норм.
2) В соответствии с проектом данного федерального закона в главу 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации вносятся изменения и дополнения, которыми определяются особенности порядка установления и взимания налога на прибыль судовладельцев, осуществляющих эксплуатацию судов, зарегистрированных в Реестре.
3) В главу 25.3 "Государственная пошлина" вносятся дополнения, определяющие порядок уплаты государственной пошлины за регистрацию, а также за подтверждение действия регистрации судна в Российском международном реестре судов. Ставки государственной пошлины за регистрацию и подтверждение ее действия определяются в зависимости от валовой вместимости судна.
4) В соответствии с проектом данного федерального закона в статью 358 главы 28 "Транспортный налог" вносится дополнение, согласно которому к уже определенному этим законом перечню грузовых и пассажирских морских судов и других транспортных средств, не подлежащих налогообложению, добавляются суда, зарегистрированные судовладельцами - собственниками или фрахтователями судов на условиях бербоут-чартера в Российском международном реестре судов.
5) В соответствии с проектом данного федерального закона в статью 381 главы 30 "Налог на имущество организаций" вносится дополнение, согласно которому к уже определенному этим законом перечню имущества организаций, не подлежащего налогообложению, добавляются суда, зарегистрированные судовладельцами - собственниками или фрахтователями судов на условиях бербоут-чартера в Российском международном реестре судов.
3. Разработка экономических условий функционирования создаваемого Реестра включает решение ряда вопросов, в том числе создание особого режима импорта судов, подлежащих регистрации в Реестре.
Согласно дополнению в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" освобождаются от уплаты таможенных пошлин и платежей суда, подлежащие регистрации в Российском международном реестре судов.
Принятие законопроекта "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов" не потребует дополнительных затрат финансовых средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
создания Российского международного реестра судов
Проект Закона о Российском международном реестре предусматривает применение к зарегистрированным в Реестре судам особого налогового режима, создающего для эксплуатации этих судов экономические условия, аналогичные действующим в зарубежных странах, где такие Реестры уже созданы.
Режим налогообложения для судов, зарегистрированных в Реестре, будет предусматривать уплату государственной пошлины за регистрацию судов в Реестре и продление срока действия этой регистрации, а также уплату единого социального налога.
В соответствии с проектом закона регистрация судна в Реестре осуществляется на юридическое лицо (судоходную компанию), являющуюся собственником судна.
Таким образом, речь идет о введении особого режима для объекта налогообложения, который ранее отсутствовал (суда, зарегистрированные в Реестре).
Как и во всем мире, основной целью создания Реестра является не получение доходов от регистрации судов, а мультипликативный эффект для экономики страны в целом, включая защиту внешней торговли от резких колебаний фрахтового рынка, обеспечение экономической безопасности экспортно-импортных операций страны, оживление связанных с судоходством отраслей экономики. При этом налоговая база может возрасти за счет регистрации в России судов, которые в действующих условиях уже зарегистрированы за рубежом.
Для обоснования величины ставок государственной пошлины за регистрацию судов в Реестре за основу принят уровень ставок, средневзвешенных по тоннажу потенциального флота Реестра с учетом условий трех стран (Либерия, Кипр, Мальта), в которых в настоящее время зарегистрировано 96% российского флота. По результатам выполненного обоснования для практического использования была разработана дифференцированная шкала ставок государственной пошлины за регистрацию судов в Реестре.
Прогноз состава флота, который может быть зарегистрирован в Реестре, выполнен по следующим группам:
- морские суда и суда "река-море" плавания, зарегистрированные в настоящее время под иностранными флагами и находящиеся в собственности российских судоходных компаний (90% состава флота в течение нескольких лет);
- морские суда и суда "река-море" плавания, которые будут построены для российских судоходных компаний в ближайшие годы (80% новых судов на основе Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России");
- иностранные суда.
Прогноз регистрации в создаваемом Реестре морских судов, зарегистрированных в настоящее время под иностранными флагами, выполнен на основании документов, полученных от судоходных компаний.
Прогноз возможной регистрации флота в создаваемом Реестре приведен в табл. 1, 2, 3.
Принятие закона о Реестре позволит в перспективе увеличить состав российского флота на 750 российских судов суммарным дедвейтом 17,0 млн. т и общей стоимостью около 13 млрд. долл. США без привлечения бюджетных средств. На указанных судах будет создано дополнительно 18 тыс. рабочих мест и около 50 тыс. рабочих мест - на берегу.
Экономические расчеты показывают, что без сокращения существующей налогооблагаемой базы величина доходов, поступающих в федеральный бюджет от регистрации морских судов и судов "река-море" плавания, прогнозируется от 1,0 млн. долл. США в первом расчетном году до 2,5 млн. долл. в седьмом расчетном году, а расходы на создание и содержание Реестра ежегодно составят 80-50 тыс. долл. США.
Сумма подоходного налога, уплачиваемого российскими членами экипажей судов, которые могут быть зарегистрированы в Реестре, в начальный период может составить 6,0 млн. долл. США с последующим увеличением до 29,2 млн. долл. США в седьмом расчетном году. Отчисления единого социального налога прогнозируются от 12,0 млн. долл. США в первом году расчетного периода до 58,4 млн. долл. США в седьмом году расчетного периода.
Отчисления подоходного налога береговыми работниками, обслуживающими флот, прогнозируются от 5,0 млн.долл. США в первом году расчетного периода до 32,8 млн. долл. США в последнем году расчетного периода.
Динамика поступлений в бюджет от функционирования Реестра приведена в табл. 4, 5.
Расчеты показывают, что только судами, зарегистрированными в реестре, может быть освоено 183,6 млн. тонн внешнеторговых грузов России, при этом стоимость фрахта, полученного российскими судовладельцами, может составить 2,3 млрд. долл. США (табл. 6, 7).
По заказам российских судовладельцев в 1992-2003 гг. построено 204 судна общим дедвейтом 6,8 млн. т, из них на российских верфях построено всего 44 судна общим дедвейтом 382,0 тыс. т, что составляет около 6% по дедвейту (табл. 8).
Создание Реестра не только значительно улучшит финансовые возможности судоходных компаний, но и создаст экономические предпосылки для увеличения заказов и строительства новых судов на судостроительных заводах России.
Реализация законопроекта создаст, наконец, равные конкурентные экономические условия для строительства в России, а не за рубежом, новых российских судов водоизмещением до 70 тыс. тонн. Это обеспечит рост годового объема производства и реализации транспортных судов для внутреннего рынка с 1,5 млрд. рублей (50 млн. долларов) в 2002 году до 21 млрд. рублей (700 млн. долларов) в 2010 году.
Мультипликативный эффект от создания Реестра за расчетный период приведен на рис. 1.
Проект Закона прошел международную экспертизу экспертов Берлинского университета, крупнейшей английской компании "МООР СТИВЕНС" и Датской морской администрации, которые дали положительную оценку и пришли к выводу, что создание Реестра будет способствовать повышению конкурентоспособности российского флота на международном фрахтовом рынке.
Ни российские, ни западные эксперты не нашли противоречий данного законопроекта требованиям Всемирной Торговой Организации.
Ведущая мировая компания "МООР СТИВЕНС", являющаяся аудитором крупнейших российских и зарубежных судоходных компаний, выполнила сравнительные расчеты финансовых результатов работы судна под флагом Великобритании (международный реестр), под флагом России при действующих условиях налогообложения, и при условии регистрации судов в создаваемом Реестре. Результаты расчетов показывают (табл. 9), что эксплуатация судна, принятого в данном исследовании, под российским флагом в настоящее время убыточна (финрезультат минус 212 тыс. долл. США), а два других варианта обеспечивают необходимую прибыль судовладельцу.
На основе сравнительного анализа деятельности российских судоходных компаний (Новороссийское, Приморское морские пароходства), выполненного российскими специалистами, при условии регистрации судов в соответствии с Кодексом торгового мореплавания - с одной стороны и в оффшорной компании за рубежом - с другой, можно сделать вывод, что в случае регистрации судов в оффшорной компании за рубежом судоходная компания располагает собственными средствами для обновления фондов в 1,5-1,8 раза больше аналогичных средств компании, оперирующей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (табл. 10, 11).
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации по результатам парламентских слушаний признала данный законопроект приоритетным и рекомендует внести его на рассмотрение. В Совете Федерации законопроект также нашел соответствующую поддержку.
Законопроект корреспондируется с принятыми решениями законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по развитию малого бизнеса в части упрощения Налогового законодательства и облегчения его администрирования.
Создание Реестра потребует внесения изменений в действующее законодательство:
- Кодекс торгового мореплавания;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Проект по созданию Реестра можно отнести к общественно значимым, так как его реализация позволит получить дополнительный эффект в смежных отраслях. Он положительно повлияет на социальные условия работы членов экипажей морских судов, повысит безопасность мореплавания, будет способствовать укреплению мобилизационной готовности морских транспортных судов.
Министерство транспорта Российской Федерации считает, что деятельность российских судоходных компаний на международном фрахтовом рынке должна осуществляться исключительно в соответствии с требованиями этого рынка и не может регулироваться только национальным законодательством. Нарушение этого принципа приведет к окончательной потери статуса России в мире как морской державы.
Таблица 1
Прогноз возможной регистрации морского флота в создаваемом Реестре
Судоходные компании | Всего, ед. |
в том числе по годам расчетного периода | ||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год |
5-й год | 6-й год | 7-й год | ||
ОАО "Приморское морское пароходство", всего |
45 | 8 | 9 | 8 | 9 | 8 | 3 | - |
в т.ч. оффшорный флот | 24 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | - |
вновь построенный флот | 21 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 | - | - |
ОАО "Новошип", всего | 83 | 15 | 13 | 15 | 8 | 6 | 14 | 12 |
в т.ч. оффшорный флот | 47 | 9 | 10 | 12 | 6 | - | 6 | 4 |
вновь построенный флот | 36 | 6 | 3 | 3 | 2 | 6 | 8 | 8 |
ОАО "Северное морское пароходство", всего |
62 | 16 | 19 | 10 | 11 | 6 | - | - |
в т.ч. оффшорный флот | 20 | 9 | 10 | 1 | - | - | - | - |
вновь построенный флот | 42 | 7 | 9 | 9 | 11 | 6 | - | - |
ОАО "Мурманское морское пароходство", всего |
36 | 12 | 5 | 6 | 8 | 5 | - | - |
в т.ч. оффшорный флот | 13 | 10 | 3 | - | - | - | - | - |
вновь построенный флот | 23 | 2 | 2 | 6 | 8 | 5 | - | |
ОАО "Совкомфлот", всего | 91 | 20 | 40 | 29 | 2 | - | - | - |
в т.ч. оффшорный флот | 70 | 15 | 31 | 24 | - | - | - | - |
вновь построенный флот | 21 | 5 | 9 | 5 | 2 | - | - | - |
ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (вновь построенный флот) |
28 | 3 | 4 | 6 | 6 | 9 | - | - |
Прочие морские пароходства (вновь построенный флот) |
28 | - | - | - | - | 5 | 10 | 13 |
Итого: | 373 | 74 | 90 | 74 | 44 | 39 | 27 | 25 |
Таблица 2
Прогноз возможной регистрации судов "река-море плавания" в создаваемом Реестре
Судоходные компании | Всего, ед. |
в том числе по годам расчетного периода | ||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | ||
1. Флот речного транспорта, зарегистрированный в оффшорных компаниях, всего |
136 | 54 | 58 | 24 | - | - | - | - |
в т.ч. АО "Северное речное пароходство" | 9 | 4 | 5 | - | - | - | - | - |
ОАО "Северо-Западное пароходство" | 20 | 9 | 11 | - | - | - | - | - |
ОАО "СК Волжское пароходство" | 43 | 12 | 16 | 15 | - | - | - | - |
АО "Волго-Донское пароходство" | 29 | 10 | 10 | 9 | - | - | - | - |
АО "Обь-Иртышское речное пароходство" | 17 | 8 | 9 | - | - | - | - | - |
ОАО "Донречфлот" | 4 | 4 | - | - | - | - | - | - |
ОАО "Ленское объединенное пароходство" | 14 | 7 | 7 | - | - | - | - | - |
2. Вновь построенные суда "река-море плавания" российских судоходных компаний, всего |
241 | 28 | 30 | 32 | 36 | 36 | 39 | 40 |
Итого: | 377 | 82 | 88 | 56 | 36 | 36 | 39 | 40 |
Таблица 3
Прогноз возможной регистрации флота в создаваемом Реестре
Группы судов | Всего, ед. |
в том числе по годам расчетного периода | ||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | ||
1. Суда морского флота, которые могут быть зарегистрированы в Реестре, всего |
373 | 74 | 90 | 74 | 44 | 39 | 27 | 25 |
в т.ч. оффшорный флот | 174 | 48 | 58 | 40 | 11 | 4 | 9 | 4 |
вновь построенный флот | 199 | 26 | 32 | 34 | 33 | 35 | 18 | 21 |
2. Суда "река-море плавания", которые могут быть зарегистрированы в Реестре, всего |
377 | 82 | 88 | 56 | 36 | 36 | 39 | 40 |
в т.ч. оффшорный флот | 136 | 54 | 58 | 24 | - | - | - | - |
вновь построенный флот | 241 | 28 | 30 | 32 | 36 | 36 | 39 | 40 |
3. Иностранные суда | 105 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Итого: | 855 | 171 | 193 | 145 | 95 | 90 | 81 | 80 |
Таблица 4
Прогноз отчислений с физических лиц - российских членов экипажей судов
Показатели | Всего за период |
в том числе по годам расчетного периода нарастающим итогом | ||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | ||
1 . Количество судов в Реестре, ед. | 750 | 156 | 334 | 464 | 544 | 619 | 685 | 750 |
2. Общая численность экипажей судов, чел. |
3072 | 6644 | 9352 | 11000 | 12518 | 13766 | 14976 | |
3. Общий годовой фонд оплаты труда, млн. долл. |
46,08 | 99,66 | 140,28 | 165,0 | 187,77 | 206,49 | 224,64 | |
4. Отчисления подоходного налога, млн. долл. |
139,09 | 5,99 | 12,96 | 18,24 | 21,45 | 24,41 | 26,84 | 29,20 |
5. Отчисления единого социального налога, млн. долл. |
278,18 | 11,98 | 25,92 | 36,48 | 42,90 | 48,82 | 53,68 | 58,40 |
Таблица 5
Прогноз поступлений в бюджет от функционирования Российского международного реестра судов
Показатели | Всего за период |
в том числе по годам расчетного периода нарастающим итогом |
|||||||
1-й год | 2-й год | 3-й год | 4-й год | 5-й год | 6-й год | 7-й год | |||
1. | Сборы с российских морских судов, возвращаемых из оффшорных зон и новых судов, тыс. долл. США |
8014,7 | 457,4 | 912,6 | 1089,4 | 1205,8 | 1327,1 | 1444,1 | 1578,3 |
2. | Сборы с судов "река-море", возвращаемых из оффшорных зон и новых судов, тыс. долл. США |
2924,1 | 187,8 | 316,8 | 373,9 | 416,9 | 476,0 | 543,0 | 609,7 |
3. | Сборы с иностранных судов, тыс. долл. США |
1640,9 | 96,8 | 184,4 | 219,5 | 243,4 | 270,5 | 298,1 | 328,2 |
4. | Всего сборов с судов, тыс. долл. | 12588,7 | 742,0 | 1413,8 | 1682,8 | 1866,1 | 2073,6 | 2285,2 | 2525,2 |
5. | Расходы по содержанию Реестра, тыс. долл. США |
380,0 | 80,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
6. | Поступления в бюджет, тыс.долл. США всего |
292079 | 11684 | 25751 | 36762 | 44122 | 51358 | 57856 | 64546 |
в т.ч. - сборы с судов | 12209 | 662 | 1364 | 1633 | 1816 | 2024 | 2235 | 2475 | |
- подоходный налог с российских членов экипажей судов |
139090 | 5990 | 12960 | 18240 | 21450 | 24410 | 26840 | 29200 | |
- подоходный налог с береговых работников |
140780 | 5032 | 11427 | 16889 | 20856 | 24924 | 28781 | 32871 | |
7. | Отчисления единого социального налога, тыс. долл. США |
278180 | 11980 | 25920 | 36480 | 42900 | 48820 | 53680 | 58400 |
Таблица 6
Динамика российского флота, зарегистрированного в Реестре
Годы | Всего судов нарастающим итогом |
в том числе по группам судов | ||||||||
Морской флот из оффшорных зон |
Новые морские суда |
Флот "река-море" из оффшорных зон |
Новые суда "река-море" плавания |
|||||||
ед. | тыс. т | ед. | тыс. т | ед. | тыс. т | ед. | тыс. т | ед. | тыс. т | |
1-й год | 156 | 2971,6 | 48 | 1006,5 | 26 | 1713,2 | 54 | 153,9 | 28 | 98,0 |
2-й год | 334 | 7702,9 | 106 | 4053,1 | 58 | 3127,5 | 112 | 319,2 | 58 | 203,0 |
3-й год | 464 | 10301,1 | 146 | 5055,4 | 92 | 4546,9 | 136 | 383,8 | 90 | 315,0 |
4-й год | 544 | 11831,2 | 157 | 5330,6 | 125 | 5675,8 | 136 | 383,8 | 126 | 441,0 |
5-й год | 619 | 13197,8 | 161 | 5360,6 | 160 | 6886,4 | 136 | 383,8 | 162 | 567,0 |
6-й год | 685 | 15049,0 | 170 | 6051,2 | 178 | 7910,5 | 136 | 383,8 | 201 | 703,5 |
7-й год | 750 | 17032,7 | 174 | 6121,4 | 199 | 9684,5 | 136 | 383,8 | 241 | 843,0 |
Таблица 7
Объем перевозок внешнеторговых грузов, освоенных судами, зарегистрированными в Реестре
Годы | Объем перевозок внешнеторговых грузов, освоенных судами Реестра, млн. т |
Доходы от перевозок грузов, млн. долл. США | ||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||
сухие | наливные | сухие | наливные | |||
1-й год | 34,63 | 7,28 | 27,35 | 449,5 | 195,1 | 254,4 |
2-й год | 90,14 | 12,81 | 77,33 | 1053,5 | 334,3 | 719,2 |
3-й год | 119,69 | 19,29 | 100,40 | 1450,7 | 517,0 | 933,7 |
4-й год | 134,19 | 23,86 | 110,33 | 1665,5 | 639,4 | 1026,1 |
5-й год | 140,34 | 28,99 | 111,35 | 1812,5 | 776,9 | 1035,6 |
6-й год | 161,15 | 30,37 | 130,78 | 2030,2 | 813,9 | 1216,3 |
7-й год | 183,60 | 31,52 | 152,08 | 2259,0 | 844,7 | 1414,3 |
Таблица 8
Регистрация судов, построенных в 1992-2003 гг. по заказам российских судовладельцев под национальным и иностранными флагами
Год | Построено судов, всего |
в том числе на национальных верфях |
Флаг регистрации | |||||||
национальный | иностранный | |||||||||
ед. | тыс. т дедвейта |
ед. | тыс. т дедвейта |
ед. | тыс. т дедвейта |
в % по дедвейту |
ед. | тыс. т дедвейта |
в % по дедвейту |
|
1992 | 44 | 1235,5 | 4 | 24,8 | 12 | 62,9 | 5,0 | 32 | 1172,6 | 95,0 |
1993 | 19 | 290,3 | 3 | 19,5 | 8 | 95,3 | 32,8 | 11 | 195,0 | 67,2 |
1994 | 13 | 215,0 | 4 | 28,1 | 7 | 43,9 | 20,4 | 6 | 171,0 | 79,6 |
1995 | 13 | 275,4 | 3 | 15,1 | 4 | 27,8 | 10,0 | 9 | 247,6 | 90,0 |
1996 | 21 | 507,1 | 3 | 21,7 | 3 | 21,7 | 4,3 | 18 | 485,4 | 95,7 |
1997 | 16 | 173,9 | 3 | 18,2 | 5 | 54,0 | 31,0 | 11 | 119,9 | 69,0 |
1998 | 23 | 793,1 | 3 | 14,3 | 6 | 93,2 | 11,8 | 17 | 699,9 | 88,2 |
1999 | 13 | 488,2 | 3 | 17,1 | 3 | 17,1 | 3,5 | 10 | 471,1 | 96,5 |
2000 | 10 | 303,2 | 6 | 67,8 | 6 | 67,8 | 22,4 | 4 | 235,4 | 77,6 |
2001 | 5 | 395,0 | 2 | 26,0 | 2 | 26,0 | 6,6 | 3 | 369,0 | 93,4 |
2002 | 12 | 810,8 | 7 | 68,8 | 7 | 68,8 | 8,4 | 5 | 742,0 | 91,6 |
2003 | 15 | 1271,6 | 3 | 60,6 | 2 | 13,2 | 1,0 | 13 | 1258,4 | 99,0 |
Итого: | 204 | 6759,1 | 44 | 382,0 | 65 | 591,7 | 8,8 | 139 | 6167,3 | 91,2 |
Таблица 9
Финансовые результаты судоходной компании при регистрации судов в Великобритании, России и в предлагаемом Реестре
тыс. долл. США
Россия Кредит западного Банка |
Великобритания Налог на тоннаж |
Россия Международный реестр |
|
Выручка, всего (суда двт. 45 тыс. т и 5 тыс. т) |
5 510,5 | 5 510,5 | 5 510,5 |
Оперативные расходы (зарплата, ремонт, прочие) |
2 040,0 | 2 040,0 | 2 040,0 |
Валовая прибыль | 3 470,5 | 3 470,5 | 3 470,5 |
Амортизация | 1 525,0 | 1 525,0 | 1 525,0 |
Административные расходы | 500,0 | 500,0 | 500,0 |
Проценты за кредит | 700,0 | 700,0 | 700,0 |
Всего налогов | 957,0 | 7,1 | 80,5 |
в т.ч. социальный налог | 287,5 | 7,1 | 80,5 |
налог на имущество | 669,5 | - | - |
Тоннажный сбор | 3,5 | ||
(Убыток)/Прибыль от основной деятельности |
(211,5) | 738,4 | 661,5 |
Налогооблагаемая прибыль | (211,5) | 38,0 | 661,5 |
Ставка налога на прибыль | 24% | 20% | 0 |
Налог на прибыль/на тоннаж | - | 7,6 | 4,6 |
Всего выплат в бюджет | 957,0 | 14,7 | 88,6 |
Включая бюджет России | 957,0 | - | 88,6 |
Окончательный результат (убыток/прибыль) |
минус 211,5 | 730,8 | 656,9 |
Источник: материалы компании "МООР СТИВЕНС"
Таблица 10
Сравнительный анализ работы флота Новороссийского морского пароходства при условии регистрации судов под отечественным и иностранным флагом
тыс. долл. США
Показатели | Судно эксплуатируется под флагом РФ в соответствии с действующим законодательством |
Судно зарегистрирова- но в оффшорной компании в Либерии |
1 . Доходы за год от эксплуатации судна (на тайм-чартерной основе) |
3400,0 | 3400,0 |
2. Расходы за год без учета налогов и других обязательных платежей |
1523,7 | 1600,9 |
3. Всего налогов с судоходной компании, в т.ч.: |
964,8 | - |
- отчисления в Единый социальный фонд (35,6% от ФОТ); |
110,5 | - |
- налог на имущество (2% от стоимости имущества) |
21,7 | - |
- прочие налоги | 234,0 | - |
- налог на прибыль (24,0% в РФ) | 598,5 | - |
4. Взносы за регистрацию судна, всего, в т.ч.: |
- | 9,3 |
- годовой взнос за тоннаж | - | 4,5 |
- пошлины и сборы | - | 2,6 |
- инспекционный сбор | - | 2,2 |
5. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении компании |
911,5 | 1789,8 |
Таблица 11
Сравнительный анализ работы флота Приморского морского пароходства при условии регистрации судов под отечественным и иностранным флагом
тыс. долл. США
Показатели | Судно эксплуатируется под флагом РФ в соответствии с действующим законодательством |
Судно зарегистрирова- но в оффшорной компании за рубежом |
1. Доходы за год от эксплуатации судна (на тайм-чартерной основе) |
2455,0 | 2455,0 |
2. Расходы за год без учета налогов и других обязательных платежей |
992,0 | 1260,0 |
3. Всего налогов с судоходной компании, в т.ч.: |
437,0 | - |
- отчисления в Единый социальный фонд (35,6% от ФОТ); |
49,0 | - |
- налог на имущество (2% от стоимости имущества) |
340,0 | - |
- налог на пользователей автодорог (1% от выручки) |
25,0 | - |
- прочие налоги | 4,0 | - |
- налог на прибыль (24,0% в РФ) | 19,0 | - |
4. Налог с физических лиц (экипажа) (13% в РФ) |
26,0 | - |
5 . Ежегодный взнос за регистрацию судна |
- | 3,0 |
6. Собственные средства судоходной компании, в т.ч.: |
1026,0 | 1192,0 |
- чистая прибыль | 82,0 | 248,0 |
- амортизация | 944,0 | 944,0 |
7. Использование собственных средств на возврат кредита |
1734,0 | 1734,0 |
8. Остаток (- дефицит) собственных средств |
-708,0 | -542,0 |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся создания Российского международного реестра судов"
1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2004, N 45, ст. 4377).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5015; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3027; 2003, N 1, ст. 2, ст. 6, ст. 10; N 22, ст. 2066; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4435; N 52, ст. 5030; 2004, N 27, ст. 2711; N 34, ст. 3520; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377).
3. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном тарифе" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 821; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 32, ст. 3204; N 48, ст. 4567; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 6, ст. 709; 1999, N 7, ст. 879; N 18, ст. 2221; 2000, N 22, ст. 2263; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2893).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.