Пояснительная записка к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статью 5 федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области"
За период между двумя переписями населения (1989 - 2002 гг.) Магаданская область потеряла 53 процента жителей. Экстремальные условия проживания, высокая стоимость жизни и ограниченные возможности в повышении ее качества не способствуют закреплению населения. Из-за низких доходов и высокой стоимости транспортных расходов не могут выехать в центральные районы страны люди пенсионного возраста. Это приводит к недопустимым для Крайнего Севера темпам роста численности пенсионеров, что увеличивает нагрузку на областной бюджет. Финансовая помощь отдельным районам области доходит до 90 процентов их бюджетов.
С июля 1999 года Магаданская область функционирует в условиях Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ), положительное воздействие которой на развитие конкурентоспособной рыночной экономики территории очевидно.
Подтверждением этого является, в первую очередь, рост валового регионального продукта. Начиная с 2000 года в области прекратилось падение реального ВРП. Прогнозное значение ВРП в 2004 году ожидается в объеме 25 977,4 млрд. рублей, что превышает фактические показатели 2003 года на 7%. При сохранении достигнутых темпов роста область имеет возможность к 2010 году реализовать поставленную Президентом Российской Федерации задачу и достичь двукратного увеличения ВРП.
На протяжении всего периода функционирования ОЭЗ прослеживается тенденция к оздоровлению финансового состояния предприятий и росту налогооблагаемой базы территории, что способствует росту собственных доходов консолидированного бюджета области. Так, в 1999 году поступления в консолидированный бюджет области составили 1 259 млн. рублей, в 2000 году - 1 616 млн. рублей, в 2001 году - 2 230 млн. рублей, в 2002 году - 3 106 млн. рублей, в 2003 году - 3 918 млн. рублей, за 11 месяцев 2004 года - 3 241 млн. рублей.
Дополнительные средства, получаемые участниками ОЭЗ благодаря особому правовому режиму, позволяют увеличить объемы производства, за счет чего растут доходы предприятий, источники инвестиций. В 2002 году, несмотря на отсутствие притока иностранного капитала на территорию, значительно вырос уровень российских инвестиций, что положительно сказалось на экономике области. В 2001 году инвестиции в основной капитал предприятий Магаданской области составляли 2 552 млн. рублей, в 2002 году - 3 160 млн. рублей, в 2003 году - 2 797 млн. рублей, в 2004 году - 3 576 млн. рублей.
С момента образования ОЭЗ на территории Магаданской области были построены и пущены в эксплуатацию ряд новых предприятий, приоритетных для развития экономики региона.
В ситуации, когда внимание крупных зарубежных и отечественных компаний привлечено к развитию исключительно сырьевых секторов экономики, создание на территории Магаданской области с помощью режима ОЭЗ новых высокотехнологичных производств способствует развитию экономики региона и частичному преодолению сырьевой направленности.
Через режим Особой экономической зоны достигаются и другие цели, поставленные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, одна из них - преодоление бедности. Приток в экономику региона дополнительных средств за счет ОЭЗ способствует росту благосостояния населения области. В 2004 году реальная средняя заработная плата на предприятиях области увеличилась на 12% относительно аналогичного периода предыдущего года.
В связи с развитием предприятий, освоением новых производств выросла численность занятых в экономике области. В 2003 году численность занятых в экономике увеличилась до 109,8 тыс. человек, общая численность безработных уменьшилась на 4%.
На протяжении всего периода функционирования ОЭЗ прослеживается тенденция к оздоровлению финансового состояния предприятий - участников ОЭЗ. Об их эффективном и устойчивом развитии свидетельствует тот факт, что финансовый результат деятельности участников ОЭЗ выше и доля прибыльных предприятий больше, чем по всем предприятиям области вместе взятым.
Несмотря на положительное влияние особого правового режима на экономику территории, период функционирования ОЭЗ (с 1999 по 2004 г.г.) явился периодом доказательства легитимности ее существования, а также становления правовой базы в условиях часто изменяющегося налогового законодательства. До настоящего времени законность льгот, предоставляемых Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Федеральный закон) подвергается сомнению со стороны федеральных структур, что способствует нестабильности правового пространства, в рамках которого осуществляют свою деятельность участники ОЭЗ. Множество нормативных правовых актов, ставящих под вопрос законность льгот, предоставляемых участникам ОЭЗ, препятствуют реализации правового режима ОЭЗ, вносят элемент дестабилизации, негативно влияют на привлечение в регион инвестиций.
Так, в 2000 году отсутствие понятия "операции финансово-хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны" послужило поводом для Министерства по налогам и сборам Российской Федерации считать нормы статьи 5 Федерального закона недействующими, что нашло отражение в письме Министра по налогам и сборам Починка А.П. от 03.02.2000 N АП-8-01/400, которое впоследствии было отменено.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" (далее - Постановление), установившее определенные критерии для льготируемых операций, ограничило действие льгот, предоставленных федеральным законом. Действующее и по настоящее время Постановление, в первую очередь, лишило налоговых льгот предприятия золотодобывающей и рыбной промышленности. Следует отметить, что именно данные отрасли являются базовыми для экономики региона.
В 2001 году с вступлением в действие главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам Российской Федерации было направлено письмо заместителя Министра Гусева В.В. от 27.07.2001 N 03-1-09/2242/03-х572, где указывалось, что с момента вступления в действие главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, нормы Федерального закона, устанавливающие льготы по НДС для участников ОЭЗ, не действуют. На основании данного письма региональным налоговым органом по результатам налоговых проверок выносятся решения о привлечении налогоплательщиков - участников ОЭЗ к налоговой ответственности за применение льгот, предоставленных им Федеральным законом. Решениями Арбитражного суда Магаданской области, постановлениями Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа, а также определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации было признано правомерным применение участниками ОЭЗ указанных льгот. Однако действия УМНС России по Магаданской области привели к тому, что многие предприятия в период судебного разбирательства отказались от использования льгот.
С вступлением в силу главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации "Акцизы" в судебном порядке пришлось доказывать законность получения льгот по акцизам на алкогольную продукцию, нефтепродукты, а с вступлением в действие очередной 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок исчисления и уплаты налога на прибыль, ситуация повторилась. Письмом Главного государственного советника налоговой службы Гусева В.В. от 25.12.2003 N 02-1-16/120-АЦ259 "О налоге на прибыль, зачисляемом в федеральный бюджет" УМНС России по Магаданской области предписано льготы по налогу участникам ОЭЗ не предоставлять.
Налоговые и таможенные льготы на территории ОЭЗ являются серьезной защитой ее участников от острой конкуренции зарубежных товаропроизводителей, поскольку способствуют развитию собственного производства и расширению производственных мощностей. Режим ОЭЗ является важным фактором финансового оздоровления предприятий и организаций, подъема градообразующих отраслей производства на территории, укрепления не только экономики области, но и экономики России (в Магаданской области добывается более четверти российского золота).
Так как участники Особой экономической зоны в Магаданской области, применяющие льготный режим налогообложения, не могли в полной мере использовать льготу по уплате налогов, предоставленную статьей 5 Федерального закона, считаем необходимым, продлить срок действия части 1 данной статьи Федерального закона до 31 декабря 2011 года.
С принятием закона в предлагаемой редакции можно ожидать дальнейшего роста доходов областного и муниципальных бюджетов, который наблюдается с начала функционирования ОЭЗ и связан с оздоровлением экономики региона.
Реализация данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" не потребует отмены, принятия или дополнения иных законодательных или нормативных актов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Расчет выпадающих доходов федерального бюджета
с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области"
С вступлением в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в расчете на финансовый год сумма выпадающих доходов федерального бюджета составит 740 млн. рублей.
Данная сумма определена, исходя из ожидаемых перечислений регистрационных взносов в бюджет внебюджетного фонда Особой экономической зоны в 2005 году. С уменьшением числа участников Особой экономической зоны данная сумма составит порядка 600 - 650 млн. рублей.
Председатель |
А.П. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.