Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год"
Настоящий законопроект вносится в соответствии с порядком, установленным статьями 212, 213 и 260 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения финансовыми ресурсами принятых в конце 2004 - начале 2005 года новых федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актов (включая проекты законодательных и нормативных правовых актов), поэтапно вступающих в действие, начиная с 2005 года, отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, связанных с финансовым обеспечением социальных реформ, направленных на снижение уровня бедности и рост реальных располагаемых доходов населения, а именно: увеличением размеров пенсий и стипендий; повышением социального статуса и защищенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; обеспечением конституционных гарантий социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации; повышением уровня заработной платы работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC; увеличением объема расходов на финансирование ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан и других реформ социальной сферы.
Документы и материалы, требуемые к представлению одновременно с настоящим законопроектом в соответствии со статьей 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации входят в состав отчета об исполнении федерального бюджета за I квартал 2005 года.
Законопроект предполагает увеличение основных характеристик федерального бюджета на 2005 год соответственно по доходам в объеме 271,6 млрд. рублей и расходам - 348,3 млрд. рублей.
При этом увеличение доходов осуществлено только в связи со значительными (не планировавшимися при формировании федерального бюджета на 2005 год) поступлениями по контрольной работе налоговых органов.
Такой подход обусловлен следующими причинами:
- во-первых, как было указано выше, необходимостью реализации уже принятых или планируемых к принятию решений, суммарный объем которых превышает на 11,4 процента объем расходов, утвержденный Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год";
- во-вторых, полномасштабная корректировка параметров федерального бюджета на 2005 год представляется преждевременной только по результатам отчета об исполнении бюджета 1 квартала.
Несоответствие увеличения расходов и доходов федерального бюджета в объеме 76,7 млрд. рублей объясняется двумя причинами:
1. часть доходов, поступившая в федеральный бюджет в виде безвозмездных перечислений от бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 34,4 млрд. рублей, не предполагается к использованию (без объективной необходимости) в 2005 году; в связи с чем в текст законопроекта включен пункт 1 статьи 1, регулирующий порядок использования поступивших и возможных к поступлению безвозмездных перечислений;
2. разрыв между увеличением доходов и расходов федерального бюджета с учетом первой причины составляет 111,1 млрд. рублей и соответствует на данном этапе размеру средств федерального бюджета, необходимому к изысканию в дальнейшем на цели обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с возникшими новыми обязательствами последнего, подлежащими реализации в 2005 году.
Одновременно в текст законопроекта включена статья, разрешающая покрывать указанную несбалансированность бюджета ПФР не только в рамках реализации статьи 3 действующего Федерального закона, но и за счет доходов, поступающих в федеральный бюджет сверх сумм, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год", с учетом увеличения, производимого в рамках настоящего законопроекта.
Большая часть дополнительных расходов, предусмотренных законопроектом, связана с внесением изменений в пенсионное законодательство Российской Федерации и составляет дополнительные перечисления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с установлением размеров базовой части трудовой пенсии и порядка индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии в 2005 году" размер базовой части трудовой пенсии с 1 марта 2005 года увеличился до 900 рублей в месяц, в связи с чем в федеральном бюджете на выплату базовой части трудовой пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению предусматриваются дополнительные средства в объеме 104,9 млрд. рублей.
Дополнительные расходы на выплату пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим рассчитаны с учетом перерасчета пенсий и доплат к ним в целях реализации Федерального закона от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14, 21 и 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", роста численности указанной категории граждан, произошедшей после их высвобождения в ходе административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и назначении им пенсии за выслугу лет по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также с учетом фактически произведенных выплат в 2004 году, и составляют 1,1 млрд. рублей.
Федеральным бюджетом на 2005 год и бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрено 99,8 млрд. рублей на осуществление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан, введенных с 1 января 2005 года, исходя из численности получателей 12,5 млн. человек.
Принимая во внимание увеличение численности лиц, имеющих право на получение указанной выплаты, а также ее предстоящую индексацию с 1 августа 2005 года на 6,0 процентов, законопроектом предусмотрено выделение дополнительных средств на выплату отдельным категориям граждан ежемесячной денежной выплаты в сумме 17,7 млрд. рублей. Общая сумма расходов на указанную выплату в 2005 году составит 117,5 млрд. рублей.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." Пенсионному фонду Российской Федерации предусматривается дополнительно направить из федерального бюджета 11,2 млрд. рублей.
Кроме того, в рамках представленного законопроекта предполагается полностью погасить оставшуюся реструктурированную задолженность федерального бюджета перед Фондом в соответствии с Федеральным законом от 8 апреля 2002 года N 35-ФЗ "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2000 год" в объеме 13,4 млрд. рублей.
С учетом изложенного, из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в 2005 году будет дополнительно направлено 148,4 млрд. рублей.
В связи с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" расходы федерального бюджета, предназначенные на выплату с 1 марта 2005 года доплаты пенсионерам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, увеличиваются на 4,9 млрд. рублей.
В расчете дополнительных средств на пенсионное обеспечение учтен рост в текущем году численности пенсионеров из числа сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в сумме 51,9 млн. рублей.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 законопроектом предусмотрены дополнительные средства на социальную поддержку при выходе на пенсию специалистов ядерного оружейного комплекса в сумме 262,5 млн. рублей, обусловленных решением об установлении с 1 марта 2005 года нового размера базовой части трудовой пенсии.
Кроме того, на возмещение операторам связи расходов за предоставление льгот по оплате услуг связи ветеранам и инвалидам, пенсионное обслуживание которых производится пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, законопроектом предусмотрены 6,4 млн. рублей.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. N Пр-688 по вопросу совершенствования оплаты труда работников органов прокуратуры уточнены подходы по формированию должностных окладов прокурорских работников, в результате чего законопроектом предусмотрены дополнительные средства на выплату денежного содержания прокурорских работников в сумме 3 100,5 млн. рублей и на выплату пенсий - 527,1 млн. рублей.
Учитывая, что постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 года N 1133 "О судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации", оплата труда работников судебно-экспертных учреждений поставлена в зависимость от должностных окладов прокурорских работников, законопроектом предусмотрено 119,0 млн. рублей для обеспечения одновременного с прокурорскими работниками повышения заработной платы указанным работникам.
Следующая по объему статья дополнительных расходов, учтенных в законопроекте, связанная с повышением денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, оценивается в 48,9 млрд. рублей.
В связи с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 177 "О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания" с 1 марта 2005 года каждому военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и сотруднику правоохранительных органов (за исключением указанных военнослужащих и сотрудников, замещающих воинские должности (должности) в центральных аппаратах соответствующих федеральных органов исполнительной власти) надлежит выплачивать ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по воинской должности (должности). Данная мера социальной поддержки военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов обеспечивает повышение их денежного довольствия более, чем на 20 процентов (в Минобороны России - 20,7%, МВД России - 22,6%, ФСБ России - 24,3%, ФСНК - 24,3%) и требует дополнительных расходов федерального бюджета в размере 46,3 млрд. рублей.
На реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2005 г. N 86 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву", предусматривающего увеличение с 1 апреля 2005 года и с 1 сентября 2005 года на 100 рублей размеров окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, законопроектом предусмотрены средства в размере 768,2 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 905 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462 "Об установлении окладов военнослужащих" должностные оклады военнослужащих Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации приравнены к должностным окладам военнослужащих Федеральной службы безопасности, в связи с чем законопроектом предусмотрены дополнительные ассигнования в сумме 536,5 млн. рублей.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в связи с увеличением с 1 января 2005 года ежемесячной до 120% надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, прикомандированным Минобороны России и состоящим в штате вузов, имеющих военные кафедры, предусмотрены дополнительные выплаты в сумме 112,1 млн. рублей.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. N 233 "О мерах государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации", а также решением Комиссии по военно-техническим вопросам в 2005 году о выплате стипендий за особые достижения в области разработки вооружений и военной техники, в законопроекте предусмотрено дополнительно 62,4 млн. рублей.
В связи с подготовкой проекта Указа Президента Российской Федерации о выплате с 1 апреля 2005 года ежемесячного денежного поощрения лицам, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах федеральных судов, управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, законопроектом предусмотрены дополнительные средства в размере 2,9 млрд. рублей, в том числе для выплат работникам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства - 1,3 млрд. рублей.
В связи с завершением формирования Федеральной регистрационной службы, Федеральной службы судебных приставов и Минюста России в рамках административной реформы увеличен фонд оплаты труда данных федеральных органов исполнительной власти на сумму 764,7 млн. рублей, а также увеличен фонд оплаты труда сотрудникам таможенных органов и федеральным государственным служащим таможенных органов на сумму 373,3 млн. рублей.
С учетом реорганизации, проводимой во вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 г. N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации" Министерству внутренних дел Российской Федерации предусмотрены средства в объеме 2 198,4 млн. рублей.
В рамках законопроекта зарезервированы ассигнования на увеличение заработной платы работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов (постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912 и от 30 декабря 2000 г. N 1027) в размере 213,8 млн. рублей, из них 186,3 млн. рублей - в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
Значительная по объему статья дополнительных расходов в представленном законопроекте связана с повышением уровня заработной платы работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC, и повышением стипендий.
В связи с планируемым увеличением с 1 сентября 2005 года оплаты труда работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC, на 11 процентов законопроектом предусмотрено увеличение расходов федерального бюджета на оплату труда (с начислениями) работников федеральных государственных учреждений на сумму 7 487,1 млн. рублей.
Наряду с повышением оплаты труда, принято решение о повышении с 1 апреля и с 1 сентября 2005 года на 100 рублей размера стипендий студентам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (а также курсантам первого курса, не заключившим контракт о прохождении военной службы), в связи с чем законопроектом предусмотрено увеличение расходов на 1 054,1 млн. рублей.
Учитывая наиболее значимые решения, принятые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в целях обеспечения ключевой роли судебной власти в формировании правового государства, повышения материального стимулирования деятельности и ответственности работников аппаратов судов, законопроектом предусматриваются дополнительные средства, направляемые на финансирование денежного содержания судей и работников аппаратов высших судов.
В связи с проектируемой индексацией должностных окладов судей с 1 июля 2005 года на 80% предусмотрено 5,97 млрд. рублей, в т.ч. на увеличение оплаты труда привлекаемых лиц (присяжные, народные и арбитражные заседатели) - 129,3 млн. рублей, на выплату пожизненного содержания судьям, ушедшим (удаленным) в отставку, и ежемесячной надбавки к их заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания - 996,1 млн. рублей. Дополнительные бюджетные ассигнования, связанные с введением ежемесячного денежного поощрения работникам аппаратов высших органов судебной власти с 1 июля 2005 года, а также центрального аппарата Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2005 года N 296, составляют 94,1 млн. рублей.
В связи с недостаточностью средств, предусмотренных в текущем году на уплату налога на имущество, отдельным федеральным органам исполнительной власти и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации законопроектом учтены дополнительные ассигнования в размере 477,2 млн. рублей.
Кроме того, предусмотрены дополнительные ассигнования на увеличение численности центральных аппаратов и территориальных органов ряда федеральных органов исполнительной власти в связи с возложением на них дополнительных функций законодательными и нормативными правовыми актами.
В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в реализации их расходных обязательств в условиях разграничения полномочий предусматривается увеличить объем межбюджетных трансфертов по следующим направлениям:
- средства Федерального фонда софинансирования социальных расходов - на 2 300,0 млн. рублей.
В федеральном бюджете на 2005 год в составе указанного фонда предусмотрены субсидии на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 6 300,0 млн. рублей, что составляет около 13% от ожидаемой суммы начисленных субсидий малоимущим гражданам.
В связи с ростом с 1 января 2005 года тарифов на жилищно-коммунальные услуги, переходом на полную оплату населением экономически обоснованных затрат на эти услуги и, соответственно, увеличением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий, предусматривается увеличение объема средств, выделяемых из Федерального фонда софинансирования социальных расходов.
При определении объема дополнительно выделяемых средств на указанные цели расчетный уровень софинансирования из федерального бюджета жилищных субсидий принят в размере 15-20% от соответствующих обязательств субъектов Российской Федерации;
- финансовую помощь регионам в условиях разграничения полномочий в части увеличения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации - на 30 288,3 млн. рублей, в том числе:
21 649,2 млн. рублей - на увеличение дотаций, определенных в том числе с учетом реализации Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда";
8 639,1 млн. рублей - на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории субъектов Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, исходя из расчета 50 рублей в месяц на каждого гражданина, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и включенного в федеральный регистр граждан;
- финансовую помощь бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 177 "О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания", предусматривающего выплату с 1 марта 2005 года ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада по воинской должности (должности) сотрудникам органов внутренних дел и Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации - на 9 351,7 млн. рублей;
- финансовую помощь бюджетам субъектов Российской Федерации на погашение задолженности, сложившейся на 1 января 2005 года, по реализации Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" и Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" - на 1 638,7 млн. рублей и 64,4 млн. рублей соответственно;
- финансовую помощь бюджетам закрытых административно-территориальных образований в целях обеспечения повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемым по ETC, а также реализации Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 177 "О ежемесячном денежном поощрении отдельных категорий военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания" - на 929,6 млн. рублей;
- средства Федерального фонда компенсаций на увеличение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в связи с ростом численности лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также для выплаты с 1 апреля 2005 года ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада по должности госслужащим субъектов Российской Федерации, выполняющим федеральные полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния, и увеличения заработной платы с 1 сентября 2005 года на 11 процентов работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC - на 2 370,3 млн. рублей;
финансовую помощь бюджетам субъектов Российской Федерации на субсидирование процентных ставок по привлеченным долгосрочным и краткосрочным кредитам сельхозорганизациями и другими предприятиями агропромышленного комплекса - на 1 500,0 млн. рублей.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 сентября 1999 г. N 1141 "О праздновании 1000-летия основания г. Казани" предусматривается увеличение дотации на реализацию Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" на 3 000,0 млн. рублей в счет средств, предусмотренных программой на 2006 год.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, требующими безотлагательного решения, в 2005 году увеличены расходы инвестиционного характера федерального бюджета на 30 852,9 млн. рублей.
На реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 30 206,9 млн. рублей, из них:
16 350,0 млн. рублей - для обеспечения ввода в эксплуатацию объектов дорожной инфраструктуры и оказания финансовой помощи ряду субъектов Российской Федерации на финансирование строительства и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них;
3 724,0 млн. рублей - для своевременного ввода в действие важнейших строек и объектов по отрасли "Культура", в том числе Государственному академическому Большому театру России, Государственному академическому Мариинскому театру;
1 800,0 млн. рублей - на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и замены светосигнального оборудования в аэропорту "Пулково";
1 977,0 млн. рублей - на строительство объектов социальной сферы в Чеченской Республике и др.
В связи с принятием решения об увеличении расходов по Федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" законопроектом предусмотрены 800,0 млн. рублей на финансирование научных проектов, осуществляемых на новой организационной основе (региональный самолет RRJ и российско-французский авиационный двигатель SaM-146), подготовки создания прорывного продукта и доведения готовых к серийному выпуску самолетов до уровня требований ИКАО и их сертификацию по международным нормам, предусмотренных Стратегией развития авиационной промышленности Российской Федерации на указанный период.
Законопроектом также предусмотрено увеличение расходов по Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" на газификацию сельских населенных пунктов на 150 млн. рублей.
В связи с ростом убытков убыточных организаций почтовой связи законопроектом предусмотрены средства в объеме 150,0 млн. рублей на государственную поддержку организаций почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате" законопроектом с 1 июля текущего года предусмотрены расходы в сумме 28,2 млн. рублей на обеспечение деятельности Общественной палаты во втором полугодии 2005 года и на формирование Общественной палаты, установленное статьей 8 указанного Закона (проведение организационных мероприятий, связанных с проведением региональных собраний и конференций по федеральным округам) - 134,4 млн. рублей.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N Пр-1299 об обеспечении российских граждан паспортно-визовыми документами нового поколения с использованием биометрических параметров в период до 2006 года, возникла необходимость выделения средств федерального бюджета соответствующим ведомствам на создание отдельных компонентов государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения уже в 2005 году.
С учетом необходимости завершения работ по разработке и согласованию технических заданий, изготовлению опытных образцов паспортно-визовых документов нового поколения и их экспериментальной проверки, проведению тематических исследований опытных образцов по выполнению требований по информационной безопасности расходы федерального бюджета, предусмотренные законопроектом, составляют 856,0 млн. рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 955 "О федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)" и поручением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N МФ-П44-1062 законопроектом предусмотрены 112,1 млн. рублей для закупки и адресной рассылки 50 тысяч экземпляров первых трех алфавитных томов Большой Российской энциклопедии для библиотек страны.
В целях обеспечения безопасности в период проведения празднования 1000-летия основания г. Казани на Программу модернизации связи и на расходы, связанные с перевозкой, размещением и питанием приданных сил, Министерству внутренних дел Российской Федерации законопроектом предусмотрено 295,0 млн. рублей.
Законопроектом предусмотрено 3 097,5 млн. рублей на расходы, связанные с исполнением судебных решений и 1 197,3 млн. рублей - на социальные выплаты населению, в том числе на:
- расходы, связанные с исполнением судебных решений по искам граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний -1 164,9 млн. рублей;
- погашение задолженности по расходам, связанным с предоставлением льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - 349,5 млн. рублей;
- индексацию компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" - 237,4 млн. рублей;
- выплату единовременных компенсаций реабилитированным гражданам - 610,4 млн. рублей;
- выплаты по исполнению судебных решений по расходам, связанным с реализацией Федерального закона "О ветеранах" - 542,2 млн. рублей;
- выплаты Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнительным листам судебных органов Северо-Кавказского региона - 408,9 млн. рублей;
- выплаты по искам к казне Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2002 г. N 666) - 500,0 млн. рублей;
- уплату госпошлины по искам, предъявленным к таможенным органам, проигранным в судебных органах - 55,0 млн. рублей и др.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (протокол заседания от 19 мая 2005 г. N 19) законопроектом предусмотрены ассигнования в объеме 2 778,6 млн. рублей для осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории. Указанный объем средств определен из расчета выплаты 300 тыс. рублей за полностью разрушенное жилье и 50 тыс. рублей за утраченное имущество 7939 гражданам, имеющим право на получение компенсаций.
В соответствии с договоренностью, достигнутой Правительством Республики Белоруссия и Правительством Российской Федерации о предоставлении Республике Белоруссия в 2005 году государственного кредита в размере 146 млн. долларов США на компенсацию увеличения цены поставляемого из России природного газа, законопроектом вносятся изменения в параметры Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2005 год в сторону увеличения расходов федерального бюджета на 3,5 млрд. рублей.
Указанная сумма сложилась с учетом экономии бюджетных средств в связи с окончанием срока использования Украиной кредита (период использования 2002-2004 гг.), предоставленного ей Российской Федерацией в соответствии с Соглашением от 21 июня 2002 г. для финансирования достройки атомных электростанций на территории Украины, поскольку использование кредита не начато.
Соответствующие изменения вносятся в пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год".
Законопроектом предлагается также дополнить Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" новыми текстовыми статьями о порядке ведения и закрытия лицевых счетов для учета средств в валюте Российской Федерации, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами Правительства Российской Федерации (например, средства, связанные с обеспечением судебными приставами принудительного исполнения судебных актов, залоговые суммы, перечисляемые участниками конкурсных торгов и т.п.).
Указанные средства не являются средствами федерального бюджета. Тем не менее, исходя из того, что они передаются во временное распоряжение федеральным учреждениям в соответствии с договорами или законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, при невыполнении ими обязательств, вытекающих из условий распоряжения данными средствами, субсидиарную ответственность по их исполнению несет Российская Федерация.
Значительное количество указанных средств в настоящее время сосредоточено в кредитных организациях и используется ими в хозяйственном обороте по их усмотрению, что создает им неконкурентные преимущества перед другими кредитными организациями в разрез с положениями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Данная ситуация создает возможность использования остатков средств, находящихся на счетах федеральных учреждений, не в интересах государства, а также снижает эффективность принимаемых Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации мер по управлению денежной массой в Российской Федерации.
Кроме того, в целях приведения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" в соответствие со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части порядка зачисления в бюджет лицензионного сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности статью 126 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" предлагается дополнить пунктом о приостановлении действия в 2005 году пункта 4 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. N 4463-1 "О порядке введения в действие основ законодательства Российской Федерации о нотариате".
Пояснительная записка к законопроекту, касающаяся изменений в части приложения 10 (совершенно секретно), приложения 11 (секретно) и приложения 29 (секретно) к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год", а также предложения по внесению изменений и дополнений в текстовые статьи приложения 12 (секретно) к указанному закону, направляются отдельно.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год"
Настоящий законопроект предполагает увеличение основных характеристик федерального бюджета на 2005 год соответственно по доходам в объеме 271,6 млрд. рублей и расходам - 348,3 млрд. рублей.
Законопроект вносится в целях обеспечения финансовыми ресурсами принятых в конце 2004 - начале 2005 года новых федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актов (включая проекты законодательных и нормативных правовых актов), поэтапно вступающих в действие, начиная с 2005 года, отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, связанных с финансовым обеспечением социальных реформ, направленных на снижение уровня бедности и рост реальных располагаемых доходов населения, а именно: увеличением размеров пенсий и стипендий; повышением социального статуса и защищенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов; обеспечением конституционных гарантий социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации; повышением уровня заработной платы работников бюджетной сферы, оплачиваемых по ETC; увеличением объема расходов на финансирование ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) отдельным категориям граждан и других реформ социальной сферы.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" потребует приостановления действия пункта 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4463-I "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.358) в части зачисления сумм поступлений от платы за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности в местные бюджеты.
Других изменений и дополнений в перечень актов федерального законодательства принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.