Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
от 11 мая 2005 г.
на проект федерального закона N 147600-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (по вопросу исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц)
Проектом федерального закона N 147600-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается, по-существу, ввести в законодательство Российской Федерации процедуру принудительной ликвидации фактически прекратившего деятельность юридического лица в административном порядке, основанном на принимаемом органом, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, решении об исключении такого лица из единого государственного реестра юридических лиц. При этом законопроект одновременно исключает возможность принятия такого решения при поступлении в названный орган заявления от любого заинтересованного лица и предусматривает возможность для учредителей, кредиторов и иных заинтересованных лиц, чьи права были нарушены в результате такой принудительной ликвидации юридического лица, обжаловать в судебном порядке принятое решение об исключении из реестра.
По мнению Комитета, актуальность законопроекта не вызывает сомнения.
В частности, Гражданский кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 61) предусматривает возможность ликвидации юридического лица по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями федерального закона или иных нормативных правовых актов, то есть предусматривает возможность принятия судом решения о ликвидации только в случае, если юридическое лицо допустило нарушение законодательства при осуществлении деятельности (предпринимательской либо иной экономической деятельности). Таким образом, нерешен# вопрос, связанный с нарушением законодательства юридическим лицом, не осуществляющим деятельность либо вообще не начавшим ее осуществление. В особенности, это касается сферы соблюдения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, которое может быть нарушено и без осуществления юридическим лицом какой-либо деятельности (к примеру, юридическое лицо зарегистрировано, деятельность не начало и одновременно не представляет достоверные обновленные сведения, необходимые для включения в государственный реестр: о новых участниках, новом месте нахождения своего органа и т.п.) либо законодательства о налогах и сборах, которое устанавливает для юридических лиц как налогоплательщиков требование о ежегодном представлении в установленные данным законодательством сроки налоговых отчетностей (налоговых деклараций). При этом судебная практика применения указанного положения также исходит из необходимости наличия критерия "осуществления деятельности" при принятии решения о ликвидации соответствующего юридического лица. Так, Президиум Высшего арбитражного суда в Информационном письме от 13 января 2000 года N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" разъясняет, что исковые заявления о ликвидации юридических лиц в случаях, когда по данным государственного органа, заявляющего иск, соответствующее юридическое лицо не начинало своей деятельности после регистрации либо прекратило ее, вследствие чего не выполняет требования закона об уплате налогов, представлении отчетности, в случаях, когда фактическое местонахождение органов таких юридических лиц и их учредителей неизвестно, условия ликвидации юридических лиц, предусмотренные пунктом 2 статьи 61 Кодекса не применяются. В указанных случаях в отношении не осуществляющих деятельность юридических лиц Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации рекомендует государственным органам обращаться с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом.
Вместе с тем, достаточно очевидно, что положения о банкротстве применимы только тогда, когда соответствующий государственный орган выступает в качестве кредитора и соответствующее юридическое лицо является должником. Однако, в большинстве случаев юридические лица, прекратившие либо в течение продолжительного периода не начавшие деятельности, не могут являться должниками в силу фактического неосуществления ими какой-либо деятельности. При этом необходимо отметить, что на основании пункта 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов и фондов, вообще не могут быть признаны банкротами.
В тоже время, такие юридические лица (в особенности их реквизиты) недобросовестными субъектами гражданского оборота могут быть периодически использованы для осуществления ими неправомерной деятельности (совершения мошеннических операций, применения так называемых "схем уклонения от уплаты налогов и сборов" и т.п.).
С учетом изложенного, Комитет полагает, что концепция законопроекта, направленная на решение указанной проблемы, заслуживает внимания и может быть поддержана. Однако, по мнению Комитета, отдельные положения законопроекта нуждаются в доработке. В частности, предлагаемая процедура принудительного прекращения правоспособности юридического лица не учитывает последствия выявления имущества юридического лица после прекращения его правоспособности и не определяет правовую судьбу такого имущества.
Поэтому Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект с учетом необходимости его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.