Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 18 апреля 2005 г. N вн 2.2-1/1231
по проекту Федерального закона N 146680-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
1. Согласно пункту 2 статьи 3, излагаемой в новой редакции, аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в аудиторской организации на основании трудового договора. В этой норме акцент сделан на то, что трудовой договор является основанием для осуществления аудиторской деятельности. Это не соответствует как трудовому законодательству, так и статье 3, устанавливающей требования к аудитору.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор является основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем. Поэтому, с нашей точки зрения, осуществлять аудиторскую деятельность вправе лица, занимающие в аудиторской организации должность аудитора на основании трудового договора и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, имея в виду требования, предъявляемые к аудитору, указанные в пункте 1 статьи 3.
Пунктом 3 статьи 15, излагаемой в новой редакции, предусматривается обязанность аудитора в течение каждого календарного года проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемым аудиторским объединением, членом которого он является. Из этой нормы неясно, о каких аудиторах идет речь - обо всех аудиторах или же только об индивидуальных, поскольку членами саморегулируемого аудиторского объединения могут быть только индивидуальные аудиторы. Другие же аудиторы являются работниками аудиторских организаций, которые, как видно из пункта 2 статьи 4, и являются членами саморегулируемого аудиторского объединения. Требования же о том, что аудитор аудиторской организации должен быть членом аудиторского объединения, статья 3 не содержит, поэтому редакцию этой нормы следует уточнить. При этом следует иметь ввиду, что повышение квалификации работника аудиторской организации должно осуществляться этой аудиторской организацией в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров.
Аналогичное замечание касается и пункта 2 статьи 15.
2. В доработке нуждается новая статья 20 Федерального закона (пункт 12 статьи 1 проекта), определяющая правовое положение саморегулируемого аудиторского объединения. В ней более четко следует определить, в каких организационно-правовых формах действует такое объединение - в тех, которые уже предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", либо законопроектом в развитие положений пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена новая организационно-правовая форма некоммерческой организации (см., например, пункты 1, 6 статьи 20).
Предлагаемую редакцию пункта 3 статьи 20, согласно которой саморегулируемое аудиторское объединение "не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, за исключением деятельности, связанной с предпринимательской деятельностью и профессиональными интересами членов саморегулируемого аудиторского объединения", требуется согласовать с пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
3. Статья 202 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) "Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами" нуждается в согласовании как с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", так и с будущим федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
В частности, указанная статья предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности только частных аудиторов, хотя закон об аудиторской деятельности не использует такого понятия и различает аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность в аудиторской организации на основании трудового договора, и аудиторов, осуществляющих аудиторскую деятельность самостоятельно в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (индивидуального аудитора).
В целом текст законопроекта нуждается в редакционной и лингвостилистической доработке.
Замечания юридико-технического характера на 7 листах прилагаются.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.