Заключение Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 14 апреля 2005 г.
"По проекту федерального закона N 126084-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы М.М. Задорновым, А.В. Бездольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.В. Васильевым, Р.Ш. Губайдуллиным, В.М. Зубовым, А.М. Макаровым, П.А. Медведевым, В.М. Резником, Г.Я. Хором"
(в части изменения Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и приведения в соответствие с ним законодательных актов Российской Федерации)
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 126084-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.М. Задорновым, А.В. Бездольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.В. Васильевым, Р.Ш. Губайдуллиным, В.М. Зубовым, А.М. Макаровым, П.А. Медведевым, В.М. Резником, Г.Я. Хором, и отмечает следующее:
1. Законопроектом предлагается внести изменения в действующий с июня 2004 года Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", а также предлагается привести отдельные законодательные акты Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Так, законопроектом вносятся изменения в Таможенный и Налоговый кодексы, Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и другие федеральные законы, содержащие нормы валютного регулирования и контроля.
2. Изменение Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", направленное на устранение выявленных в ходе его применения недостатков, заключается в следующем:
- в расширении перечня разрешенных операций с иностранной валютой между резидентами, который дополняется операциями, связанными с выплатой дохода и погашением внешних ценных бумаг, с исполнением бюджетов, с обеспечением деятельности дипломатических и консульских представительств Российской Федерации, с расходами на служебные командировки, с переводами физического лица - резидента на зарубежный счет другого физического лица - резидента суммы не более 5000 долларов США;
- в предоставлении юридическим лицам - резидентам права осуществлять некоторые виды расчетов наличными денежными средствами (без обязательного использования банковских счетов);
- в предоставлении физическим лицам - резидентам права осуществлять расчеты в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли и в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
- в снятии ограничений, связанных с необходимостью резервирования денежных средств, при проведении операций по управлению средствами накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих;
- в установлении порядка ввоза на территорию Российской Федерации наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме, предусматривающего теперь декларирование при их ввозе на сумму более 10 000 долларов США;
- в установлении порядка вывоза с территории Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, аналогичного порядку вывоза иностранной валюты и внешних ценных бумаг;
- в уточнении процедуры возврата зарезервированных денежных средств;
- в наделении налоговых органов статусом агентов валютного контроля.
3. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование валютного законодательства: они восстанавливают возможность осуществления некоторых видов валютных операций, ранее установленных подзаконными актами Банка России и Правительства Российской Федерации, упрощают проведение расчетов резидентами и нерезидентами, содержат шаги по дальнейшей либерализации валютного законодательства.
4. В то же время законопроект нуждается в доработке. Так, необходимо:
дополнительно рассмотреть вопрос, связанный со снятием ограничений по операциям с накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих, уточнив, какие операции имеются в виду, и принимая во внимание наличие подобных операций с пенсионными накоплениями (пункт 1 статьи 1 законопроекта);
в перечне разрешенных между резидентами операций с иностранной валютой (пункт 2 статьи 1) норму, затрагивающую расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, привести в соответствие с аналогичной нормой статьи 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";
объединить статьи 6, 7, 9, 11 и 14 законопроекта, поскольку они признают утратившими силу отдельные структурные единицы законов и могут быть изложены в одной статье.
Целесообразно также рассмотреть вопросы:
о включении в перечень разрешенных операций между резидентами и уполномоченными банками видов сделок кредитных организаций, осуществляемых ими в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и не являющихся банковскими операциями;
об уточнении части 9 статьи 8 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в отношении порядка проведения операций между физическими лицами - резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами на сумму свыше 150 000 долларов США.
Законопроект также нуждается в юридико-технической доработке.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 126084-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.М. Задорновым, А.В. Бездольным, Н.В. Бурыкиной, Ю.В. Васильевым, Р.Ш. Губайдуллиным, В.М. Зубовым, А.М. Макаровым, П.А. Медведевым, В.М. Резником, Г.Я. Хором.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.