Заключение Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 апреля 2005 г. N 3.9-34/1.3
"По проекту федерального закона N 145259-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 145259-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Предметом указанного законопроекта является уточнение отдельных положений о преднамеренном и фиктивном банкротствах, а также о неправомерных действиях при банкротстве.
В частности законопроектом предлагается внести изменение в статью 195 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающее дополнение ответственности за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, когда на него возложены функции руководителя организации-должника, ответственностью за сокрытие информации об имущественных обязательствах должника.
Законопроектом также предлагается увеличить максимальный срок лишения свободы за неправомерные действия при банкротстве с двух до трех лет. Основанием такого увеличения срока, по мнению Правительства Российской Федерации, является возможность нанесения данным преступлением ущерба широкому кругу лиц, включая работников организации-должника и его кредиторов.
Предлагаемые законопроектом изменения в статью 196 Уголовного кодекса Российской Федерации направлены на приведение составов преступлений - "преднамеренное банкротство" и "фиктивное банкротство" - в соответствие с положениями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, законопроект устанавливает увеличение ответственности за преднамеренное и фиктивное банкротство посредством увеличения размера взимаемого штрафа.
Изменения, вносимые законопроектом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в части ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротства, корреспондируются с изменениями вносимыми в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Комитет считает предлагаемые изменения актуальными и своевременными.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет по собственности считает необходимым отметить следующее.
В изменениях в статьи 195 - 197 Уголовного кодекса предлагается исключить ответственность собственников организаций за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротства. В тоже время по мнению Комитета, подобное исключение является преждевременным, так как собственники организаций своими действиями в определенных ситуациях могут умышленно привести к банкротству свои организации, в результате которых может быть нанесен ущерб не только бюджетам всех уровней, но и работникам таких организации, а также кредиторам. Комитетом предлагается определить лиц, подлежащих уголовной ответственности, вследствие совершения преступлений, предусмотренных статьями 195 - 197 Уголовного кодекса Российской Федерации, как лиц, принимавших решения, действия по которым повлекли за собой неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство.
В изменениях вышеназванных статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено пять видов санкций за совершенные преступления. Указанные преступления считаются совершенными при нанесении крупного ущерба, составляющего сумму не менее 250000 рублей. Таким образом, получается что за преступления при нанесении ущерба в 250000 рублей и, например, в 5000000 рублей существует гипотетическая возможность применения судом одинаковой минимальной санкции. В этой связи Комитет по собственности предлагает ввести понятие "особо крупного ущерба", тем самым сделать дифференцированным применение санкций в зависимости от сумм причиненного ущерба.
Одной из санкций, устанавливаемой в статьями 14.12 и 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является дисквалификация физического лица (арбитражного управляющего). Дисквалификация заключается в лишении последнего права занимать руководящие должности в органах управления юридического лица. По мнению Комитета по собственности, с целью кодификации норм различных отраслей единообразия законодательства Российской Федерации, необходимо статьи 195-197 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнить таким видом ответственности как "лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью", а упомянутые статьи 14.12 и 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить санкцией "лишение специального права".
В тоже время законопроект нуждается в более тщательной правовой и лингвистической проработке.
С учетом изложенного, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 145259-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении с учетом необходимости доработки его положений ко второму чтению в соответствии замечаниями и предложениями, изложенными в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.