Заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 7 апреля 2005 г.
"На проект федерального закона N 145259-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части согласования законодательства о банкротстве с нормами Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона (в части, касающейся Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается уточнить содержание диспозиций статей 14.12 и 14.13 Кодекса, устанавливающих ответственность за фиктивное или преднамеренное банкротство и за неправомерные действия при банкротстве, в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и усилить ответственность за указанные противоправные действия, увеличив размер административного штрафа.
Рассмотрев законопроект, сообщаем следующее:
Поддерживая концепцию законопроекта в целом, следует отметить ряд содержащихся в нем недостатков правового характера.
Так, требует уточнения на предмет приведения в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" употребляемый в проектируемых частях 3 и 5 статьи 14.13 Кодекса термин "законодательство о банкротстве".
Следует привести в соответствие с частью 3 статьи 3.5, устанавливающей предельные размеры административного штрафа для всех субъектов ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), предлагаемый размер административного штрафа в санкциях статей 14.12, 14.13 для должностных лиц, поскольку он превышает пределы, установленные указанной статьей, а в перечень законодательства, за нарушение которого может быть установлен штраф в повышенном размере, законодательство, которое охраняют указанные статьи, не входит.
Вызывает возражение также значительный разрыв между нижним (минимальным) и верхним (максимальным) пределами штрафа. При установлении штрафа в размере от двадцати пяти до ста минимальных размеров оплаты труда при назначении наказания может иметь место значительная степень субъективного усмотрения правоприменителя.
Представляется целесообразным дополнительно обсудить проектируемое дополнение части 2 статьи 14.13 Кодекса таким составом правонарушения как принятие неправомерного удовлетворения имущественных требований кредитором, знающим об отданном ему предпочтении руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем в ущерб другим кредиторам, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства, с установлением ответственности за указанные действия в виде административного штрафа от двадцати пяти до ста минимальных размеров оплаты труда или дисквалификации на срок до трех лет. По нашему мнению, предложение о декриминализации указанного противоправного деяния (предлагается исключение указанного состава из части 2 статьи 195 Уголовного кодекса Российской Федерации) не учитывает степень его общественной опасности и корыстные цели.
Однако, следует отметить, что указанные недостатки законопроекта могут быть устранены при его доработке ко второму чтению.
С учетом изложенного, в рассматриваемой части законопроект Комитетом поддерживается.
При подготовке заключения по законопроекту просим учесть мнение Комитета.
Утверждено на заседании Комитета "7" апреля 2005 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.