Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному
законодательству от 7 апреля 2005 г.
на проект федерального закона N 145260-4 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Названным проектом федерального закона предполагается внести изменения, в том числе, в Гражданский кодекс РФ в части корректировки положений статей 25, 61, 63, 64 и 65 названного Кодекса в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон).
Согласно пункту 3 статьи 65 Гражданского кодекса РФ (далее - Кодекс) требования кредиторов при осуществлении процедуры банкротства удовлетворяются в очередности, предусмотренной пунктом 1 статьи 64 Кодекса, т.е. в очередности предусмотренной в целом при осуществлении ликвидации юридического лица. При этом установленная Кодексом указанная очередность не согласуется с очередностью, установленной пунктом 1 статьи 134 Закона.
В частности, пунктом 1 статьи 64 Кодекса предусмотрено, что при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
При этом пунктом 1 статьи 134 Закона очередность удовлетворения требований кредиторов при осуществлении банкротства, осуществляется в следующем порядке:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
По мнению Комитета, изменение установленной Кодексом очередности удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица (в том числе, по основаниям не связанным с признанием юридического лица банкротом), так как это предусмотрено Законом только для очередности удовлетворения требований кредиторов вследствие признания юридического лица банкротом, а также изменения, касающиеся, возможности удовлетворения в первую очередь требований о компенсации морального вреда, во вторую очередь работавшими по трудовому договору, порядка удовлетворения требований по обязательствам, обеспеченным залогом, уточнения круга лиц, которые могут быть ликвидированы в порядке банкротства заслуживают внимания и достаточно обоснованы.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении внесенный Правительством РФ проект федерального закона N 145260-4 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.