Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 11 апреля 2005 г. N вн. 2.2-1/1058
по проекту федерального закона N 145260-4 "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
В статье 2 проекта предлагается внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Наименование новой статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует согласовать с содержанием статьи, регулирующей вопросы исполнения обязательств должников, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, перед бюджетами разных уровней. Понятие "исполнение бюджета", содержащееся в наименовании статьи, включает в себя как исполнение бюджета по доходам, так и исполнение бюджета по расходам (на основании главы 24 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, в наименовании статьи 242.1 указывается более широкий предмет регулирования по сравнению с текстом данной статьи, в котором отсутствуют положения о расходовании бюджетных средств.
Кроме этого, необходимо учесть, что должниками перед Российской Федерацией могут являться не только российские юридические лица, но также и иностранные государства, их юридические лица и международные организации (глава 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Однако, в случае банкротства иностранного юридического лица вопросы исполнения его обязательств перед кредиторами будут регулироваться в особом порядке (см. например, статью 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также обращаем внимание, что редакция статьи 242.1 допускает различное толкование в отношении понятия "денежные обязательства". Так, для целей Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" понятие "денежное обязательство" включает в себя только обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию. Налоги, сборы и другие обязательные платежи объединены для целей указанного Федерального закона в иное понятие - "обязательные платежи". В то же время, Бюджетный кодекс Российской Федерации не содержит положений, определяющих состав денежных обязательств перед Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, в связи с чем возникает вопрос о возможности отнесения к указанному понятию налоговых обязательств. Во избежание различного толкования в статье 242.1 следует уточнить, идет ли речь о денежных обязательствах, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", либо в понятийном аппарате Бюджетного кодекса Российской Федерации привести понятие денежных обязательств.
Положения подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 4 статьи 1 проекта нуждаются в редакционном уточнении. Так, абзац четвертый подпункта "а" пункта 1 и абзац четвертый подпункта "а" пункта 4 статьи 1 проекта следует изложить в следующей редакции: "в абзаце третьем слова "и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту" заменить словами "и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору";", что будет согласовываться с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Текст законопроекта нуждается в юридико-технической доработке. Замечания юридико-технического характера прилагаются.
Приложение: на 3 л.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Замечания
на проект федерального закона N 145260-4 "О внесении изменений в
Гражданский кодекс Российской Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Отдел законодательной техники и систематизации законодательства изучил представленный проект федерального закона и сообщает свои замечания.
1. Наименование законопроекта изложить следующим образом:
О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской
Федерации и в Бюджетный кодекс Российской Федерации
2. По статье 1:
в конце абзаца шестого перед закрывающими кавычками вместо точки должна стоять точка с запятой;
абзац седьмой изложить следующим образом:
абзацы пятый и шестой признать утратившими силу;
в пункте 2:
абзац второй оформить следующим образом:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
абзац четвертый оформить следующим образом:
б) абзац третий признать утратившим силу;
в конце абзаца седьмого подпункта "а" пункта 4 перед закрывающими кавычками вместо точки должна стоять точка с запятой.
3. По статье 2:
абзац первый изложить следующим образом:
Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 1, ст. 8, 21) следующие изменения:
в абзаце первом пункта 1 слова "Основы исполнения бюджета" исключить и изложить его следующим образом:
1) главу 24 дополнить статьей 242.1 следующего содержания:
в абзаце первом пункта 2 слово "вторым" исключить и изложить его следующим образом:
2) статью 281 дополнить абзацем следующего содержания:
3. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими федеральными законами не установлен другой срок вступления в силу.
Полагаем, что в данном случае нет оснований для отступления от общепринятого порядка вступления в силу, в связи с чем статья 3 настоящего законопроекта является излишней.
Начальник отдела |
Н.Ю. Тихомирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.