Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 июня 2005 г. N КА-А40/5138-05
(извлечение)
ЗАО "Интрейс-Авто" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления ИФНС России N 8 г. Москвы (далее - инспекция) от 09.11.04 N 228 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением названного арбитражного суда от 26.01.05, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.05, заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит из отменить как незаконные. При этом сослалась на несоответствие имеющимся в деле доказательствам вывода суда об осуществлении обществом услуг по перевозке пассажиров автобусами малого класса по установленным маршрутам городского транспорта. Также указала на неприменение судом Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", подлежащего применению к спорным правоотношениям.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая принятые по делу акты суда первой и апелляционной инстанций соответствующими законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель общества уведомлен о месте и времени судебного разбирательства по жалобе в судебном заседании, состоявшемся 14.06.05, на заседание не явился.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
В ходе проведенной 09.11.04 проверки соблюдения требований Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" сотрудники налоговой инспекции выявили факт неприменения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) водителем общества при получении оплаты за проезд от двух пассажиров ввиду ее отсутствия. В акте проверки от 09.11.04 N 0031983 зафиксировано, что при расчетах с пассажирами водитель выдал контрольные билеты.
По факту выявленного правонарушения, выразившегося в неприменении ККТ и невыдаче чека, 25.11.04 был составлен протокол N 0030459, на основании которого 16.12.04 вынесено постановление N 228 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Общество не согласилось с назначением ему административного наказания и оспорило указанное постановление налоговой инспекции в судебном порядке.
Рассматривая спор, суд первой и апелляционной инстанции установили, что согласно лицензии от 17.12.01 рег. N АСГ 77-072383, сертификата соответствия оказываемых услуг от 30.10.03 N 10/439 общество осуществляет пассажирские перевозки автобусами малого класса по установленным маршрутам городского транспорта. Факт выдачи водителем билетов в оплату проезда подтвержден документально. Поэтому при указанных обстоятельствах общество не должно нести административную ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ за осуществление расчетов с населением без применения контрольно-кассовой техники.
Вывод суда является правильным.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении денежных расчетов применять контрольно-кассовую технику.
Согласно п. 2 ст. 2 вышеупомянутого Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
В силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
Судом первой и апелляционной инстанции установлен и налоговой инспекцией не отрицается факт выдачи водителем проездных билетов утвержденной формы в оплату предоставленной услуги по перевозке пассажиров.
При таких обстоятельствах две судебные инстанции пришли к правильному выводу о незаконном привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.
Ссылка суда апелляционной инстанции в постановлении на постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, не подлежащее применению с момента вступления в действие вышеупомянутого Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ, не свидетельствует о незаконности судебного акта. При рассмотрении дела названная судебная инстанция руководствовалась требованиями указанного Федерального закона, в котором определен порядок осуществления расчетов и приведен перечень видов деятельности, при осуществлении которых наличные денежные расчеты могут производиться без применения ККТ и без выдачи бланков строгой отчетности.
Другие доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.05 по делу N А40-67436/04-149-169, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.05 N 09АП-1807/05-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 8 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все юридические лица обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении денежных расчетов.
Общество считает, что не обязано применять контрольно-кассовую технику при оказании услуг по перевозке пассажиров автобусами малого класса по установленным маршрутам городского транспорта, т.к. пассажирам выдаются билеты.
Исследовав материалы дела, суд сделал вывод, что общество вправе не применять контрольно-кассовый аппарат.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ организации в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
Проанализировав приведенные правовые нормы, суд сделал вывод, что неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
Суд установил, что общество осуществляет пассажирские перевозки автобусами малого класса по установленным маршрутам городского транспорта. При этом в оплату предоставленной услуги водитель выдает пассажирам билеты утвержденной формы.
Учитывая вышеизложенное, суд сделал вывод, что общество вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных расчетов за оказанные услуги по перевозке пассажиров.
Поэтому суд подержал позицию общества, состоявшиеся по делу судебные акты (решение и постановление апелляционной инстанции) оставил без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2005 г. N КА-А40/5138-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании