"Как жить по новому ЖК РФ?" (интервью с Г. Хованской, депутатом ГД РФ,
членом Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному
и процессуальному законодательству)
Прошел месяц со дня вступления в силу Жилищного кодекса РФ. Принятие столь социально значимого акта без преувеличения вызвало шквал бурных дискуссий в СМИ и противоборство юридических позиций. Но это и понятно, ведь именно ЖК РФ решил судьбу бесплатной приватизации, внес изменения в другие российские законы... По каким правилам теперь предстоит жить и решать наши жилищные проблемы, когда завершится приватизация - на вопросы заместителя главного редактора "эж-ЮРИСТ" Андрея Золотова, посвященные недостаткам ЖК РФ, отвечает Галина Петровна Хованская, депутат ГД РФ, член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Месяц назад вступил в силу ЖК РФ. Что изменилось, какие поправки к нему готовятся уже сегодня?
- Мне поступает масса писем с жалобами на многие нормы ЖК РФ. К сожалению, меня иногда ставят на одну доску с его разработчиками, хотя я последовательно в трех чтениях голосовала против этого документа и вносила альтернативный вариант, который в итоге не был рассмотрен. Из 250 моих поправок прошло только 40 процентов.
Положение многих категорий граждан ухудшилось с принятием ЖК РФ. Если раньше при сносе дома предоставляли взамен жилье по так называемой норме предоставления, то сейчас вам дадут ровно столько, сколько имели - была комната в коммуналке, ее и получите, и так далее.
В соответствии со ст. 16 Закона об основах Федеральной жилищной политики был возможен выкуп комнат, причем не по цене БТИ, а по рыночной стоимости. Вырученные деньги поступали в бюджет. На них муниципалитет предоставлял очередникам субсидии либо строил новое жилье. Теперь введено ограничение. Если ваша комната в коммуналке больше "нормы предоставления", то вы освободившееся помещение уже не можете выкупить. Оно будет заселено. Зачем эта консервация коммунального заселения квартир?
Почему отсутствуют критерии того, кто такие "малоимущие"? Каким образом ориентироваться сегодня субъектам Федерации при написании местных законов? Нет такого критерия в федеральном законе.
Эти и многие другие вопросы постараюсь решить с помощью инициированных мною изменений в действующий ЖК РФ.
Государство в новом ЖК РФ отказалось от своих обязательств в отношении граждан?
- В соответствии с ЖК РФ собственник должен платить за капитальный ремонт. Для него введен этот платеж. В проекте эта плата предполагалась и для социального нанимателя. Мне удалось ввести поправку, которая избавила социального нанимателя от этого платежа. Потому что, согласитесь, нелогично объявлять социального нанимателя малоимущим и при этом вводить для него платеж за капремонт.
Это обязанность собственника жилищного фонда, установленная ГК РФ. Помимо платы за капремонт существует проблема увеличения налогового платежа. Пока проект о внесении изменений в НК РФ прошел первое чтение и завис. Но этим законом предполагается, что налог на имущество, в том числе квартиры, находящиеся в собственности граждан, будет расти.
Предусматривается, что местные власти будут самостоятельно устанавливать налоговую ставку в определенном законом диапазоне. Но стоимость квартиры будет близка к рыночной. Соответственно, когда такой возросший платеж сравняется с месячной пенсией, одинокий пенсионер подумает, зачем ему приватизированная квартира с такой платой? Тем более что планируемыми изменениями предполагается отмена всех льгот. Самая массовая категория льготников - пенсионеры. Представим, если некоторым из них некому завещать свою квартиру, может быть следует деприватизировать свое жилье? Ведь бремя платы за жилье для них станет непосильным.
Срок приватизации и деприватизации ограничен 1 января 2007 года, что, с моей точки зрения, абсолютно нелогично. Временные ограничения мотивируются тем, что нам надо сохранить социальный фонд. Но деприватизация увеличивает фонд социального использования.
Осознав, что надо платить за капремонт и не будучи освобожденным от уплаты налога, пенсионер может решить деприватизировать жилье.
А после отмены деприватизации после 1 января 2007 года она остается на усмотрение коррумпированных чиновников, и договориться с ними будет очень непросто. Договориться можно будет только за определенную мзду. Сейчас они обязаны заключить договор социального найма. Если такой обязанности не будет - ничего не будет, кроме нового витка коррупции и взяточничества. А вымогать взятки с пенсионеров - последнее дело, ведь в данном случае речь идет о людях, которым сложно платить за свое жилье.
Тем не менее если квартира является, например, стартовым капиталом для улучшения условий жизни или по материальным соображениям ее следует обменять на меньшую, получив определенную разницу, то, конечно, приватизировать нужно. И что касается "за и против" приватизации, я - за нее, за исключением тех случаев, о которых было сказано выше.
Еще один момент. Опираясь на финансовые обязательства бюджетов, многие граждане приватизировали квартиры в ветхих домах в надежде, что дом не сегодня завтра будет отремонтирован. И соответственно рыночная стоимость их дома возрастет. Отмена этого Закона с 1 января 2007 года означает односторонний отказ государства от принятых ранее на себя обязательств. Что не допускается без соответствующей полной компенсации - и это подтверждено постановлением КС РФ. При сносе дома компенсация собственнику за непроизведенный ремонт должна включаться в выкупную цену.
По новому ЖК РФ теперь можно выселять неплательщиков. А ведь раньше предоставлялись отсрочки по неуплате?
Норма о выселении при неуплате за коммунальные услуги существует после принятия Закона об Основах Федеральной жилищной политики. Ему более 10 лет, и в настоящее время он отменен с принятием Кодекса. Так что эта норма не нова.
Новеллой ЖК РФ стало следующее: раньше выселение было возможно только при неуплате за жилищные услуги, а вот за свет, воду и другие коммунальные услуги - нет. Или если нельзя отключить воду и свет, то соответствующая организация могла подать в суд на неплательщика. А сейчас гражданина могут выселить и за неоплату коммунальных услуг. Это изменение я считаю некорректным и неправильным, ухудшающим положение граждан.
Если в старом законодательстве предоставлялось право органам местного самоуправления с учетом особых обстоятельств давать отсрочку на 6 месяцев и не подавать в суд, то сейчас эта норма исключена, что соответственно также ухудшает положение граждан. Муниципалитет теперь обязан подать в суд.
Что же касается собственника жилого помещения, если он является собственником единственного жилого помещения, например элитного коттеджа, выселить его нельзя. Обратить взыскание на такое имущество должника по-прежнему невозможно.
Другой случай. У вас есть второе жилье - комната в коммуналке. Но вы многодетная семья. С учетом даже этой комнаты вы нуждаетесь в улучшении жилищных условий. Как это ни странно, Закон позволяет при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг у этой семьи обратить взыскание на вторую комнату в коммуналке, ее продать, вычесть долги и судебные издержки. Насколько эта норма справедлива? Я считаю, что она нуждается в корректировке.
На сегодняшний день существует новая редакция ст. 446 ГПК РФ (обращение взыскания на имущество должника), но в ней указано, что на единственное жилое помещение можно обратить взыскание только в том случае, если это жилье является предметом ипотеки. Я считаю, что это нелогично. Мы не можем выселить злостного неплательщика - владельца коттеджа и обращать взыскание на вторую комнату в коммуналке в многодетной семье? Необходимо установить другой критерий, например по "норме предоставления".
1 января 2007 г. - не за горами. Какие еще сложности по приватизации остались?
- Приватизацию действительно необходимо завершить. Вопрос: как именно это сделать? Существовало два подхода. Один - П.В. Крашенинникова, другой - мой. Принят вариант П.В. Крашенинникова.
Он заключается в том, что "кто не успел, тот опоздал". Как говорилось выше - я получаю массу обращений о помощи. И не могу помочь иначе, как внести изменения в ФЗ о введении в действие ЖК РФ, где сказано, что те, кто получает жилье по договору социального найма после 1 марта 2005 г., это право утрачивают.
Тот, кто ничего не имел, иметь не будет, вот как это называется. В Законе о приватизации перечислены жилые помещения, которые не подлежат передаче в собственность гражданину. И в первую очередь речь идет об аварийном жилье, общежитиях, военных и служебных городках и так далее. Дело в том, что у нас уникальная страна, где общежитие стало местом для постоянного проживания граждан - и далеко не самых обеспеченных. Этих людей обделили. Таким образом, мы категорию людей наиболее ущемленных в жилищных правах лишили права собственности. Причем, по статистике, таких "лишенцев", проживающих в общежитиях, аварийном жилье, более 15% по всей стране.
Другая проблема. Престарелые родители принципиально не дают согласия на приватизацию, для этого нужно согласие всех членов семьи. Как будут складываться отношения в этой квартире, учитывая приближение даты 1 января 2007 г.? Думаю, этим старикам придется несладко. Непродуманно выбранный финиш приватизации провоцирует ненужные конфликты в семьях граждан.
Моя позиция заключалась в следующем. Когда только вносили ЖК РФ, мы должны были честно и открыто заявить нуждающимся в жилье очередникам: для тех, кто встал на учет после вступления в силу ЖК РФ, будет действовать правило: получишь квартиру - приватизировать ее не сможешь? Тогда бы в законном режиме остановили этот процесс. Однако было принято иное решение, повлекшее неприятные и непростые последствия для граждан. Гражданам, проживающим в аварийных домах и общежитиях, придется теперь обращаться в КС РФ - это их единственный шанс отстоять свое право.
Ранее было запрещено использовать жилое помещение для предпринимательской деятельности. Что изменилось?
- Как вы знаете, было запрещено использовать помещение в предпринимательских целях. Сейчас разрешили. Считаю, что в развитие этой нормы необходимо принять соответствующий подзаконный акт. Совершенно очевидно, что режим использования не должен нарушать правила проживания в жилых домах. К вам не должна стоять очередь на лестничной клетке, вы не должны шуметь, соблюдать санитарные нормы и так далее.
От редакции.
Новый ЖК РФ рождает немало дискуссионных вопросов, ответы на которые сможет дать только практика его применения: судебные инстанции, Конституционный Суд РФ и другие органы власти. Думаем, что высказанная в интервью позиция вызовет немало откликов среди наших читателей. В связи с актуальностью затронутой темы мы приглашаем вас принять участие в обсуждении норм и положений нового ЖК РФ.
А. Золотов,
заместителя главного редактора "эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 14, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru