Комментарии к нормативным документам
1. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг".
Опубликовано в "Российской газете" 22 февраля 2005 года N 36.
Дата вступления в силу не определена, следовательно, вступает в силу в общем порядке - по истечении 7 дней после дня его первого официального опубликования.
Статья 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в соответствии с пунктом 3 которой принято данное постановление) устанавливает права и обязанности иных лиц в области предупреждения легализации доходов, полученных преступным путем.
Данной статьей, в частности, установлено, что адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, обязаны не только уведомлять о сомнительных сделках соответствующие уполномоченные органы (Росфинмониторинг), но и (со ссылкой на пункт 4 статьи 7 Закона) хранить копии документов, позволяющих идентифицировать личность клиента, в течение пяти лет. А организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны дополнительно разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Порядок возмещения дополнительных расходов, производимых в связи с перечисленными мероприятиями, законодательством не установлен.
Сделками, которые по мнению законодателей, могут быть сомнительными, в пункте 1 статьи 7 Закона, названы:
сделки с недвижимым имуществом;
управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.
Постановление Правительства РФ N 82 устанавливает порядок предоставления сведений в Росфинмониторинг, а также состав предоставляемой информации (кто, по какой сделке, когда, на какую сумму, а также, что именно вызвало подозрения в принадлежности сделки к деятельности по легализации доходов, полученных преступным путем).
Уместно напомнить, что статьей 13 упомянутого Федерального закона N 115-ФЗ за нарушение требований Закона предусмотрена возможность отзыва лицензии (у организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии), а также привлечение к административной, гражданской и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, организациям, специализирующимся в области оказания бухгалтерских услуг предстоит довольно объемная работа по пересмотру функциональных обязанностей работников, а также по корректировке графика документооборота.
Единый формат представления информации постановлением не установлен - это должен будет определить Росфинмониторинг.
2. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 107 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год".
Дата вступления в силу не определена. Фактически относится к отношениям, возникающим в связи с исполнением федерального бюджета на 2005 год - с 1 января 2005 года.
Наибольший интерес нормы постановления представляют для организаций (учреждений, органов государственной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления), финансируемых за счет средств федерального бюджета или участвующих в бюджетном процессе.
Для организаций, занятых в различных отраслях коммерческой деятельности, определенный интерес могут представлять:
ограничения по лимитам предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов (пункт 7 постановления);
ограничения по размеру авансов, которые получатели средств федерального бюджета при заключении подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета договоров (контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) вправе предусматривать - 30 процентов - за исключением авансовых платежей по договорам(контрактам) о предоставлении услуг связи, о подписке на печатные издания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, а также путевок на санаторно-курортное лечение (на которые ограничение фактически не распространяется).
Для образовательных учреждений безусловно интересным будет порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду имущества (напомним, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - Закон об образовании был изменен таким образом, что возможность использования арендных платежей на цели образования, была фактически исключена) - на 2005 год установлен порядок, в соответствии с которым указанные доходы в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета, отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и используются ими сверх сумм, предусмотренных сводной росписью, в порядке, установленном Минфином РФ.
Кроме того, действие некоторых актов Правительства РФ, принятых ранее, продлено на 2005 год. В ряд постановлений Правительства РФ (в части, регулирующей порядок исполнения федерального бюджета) внесены изменения.
3. Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2004 г. N 135н "О внесении изменений в указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности".
По заключению Минюста России приказ в государственной регистрации не нуждается.
Вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2004 год.
Отменено действие пункта 14 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н.
Напомним, что пунктом 14 организации обязывались показывать в годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей "Резервный капитал", "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр. Требование с самого начала было невыполнимым, хотя бы потому, что для рассмотрения итогов деятельности организации за прошедший год, нужно иметь составленную и утвержденную бухгалтерскую отчетность. То есть, исключение пункта 14, по существу, является исправлением ранее допущенной ошибки.
4. Письмо Минфина РФ от 8 февраля 2005 г. N 03-04-11/23 "О налоговых вычетах при отсутствии в налоговом периоде налоговой базы".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер.
Разъясняется, что в том случае, когда в налоговом периоде налоговой базы по НДС не было, суммы налога, уплаченного при приобретении товаров, работ или услуг к вычету предъявить нельзя.
5. Письмо Фонда соцстраха РФ от 15 февраля 2005 г. N 02-18/07-1243 "Ответы на вопросы по применению пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год".
Нормативным документом не является. Носит разъясняющий характер. Фактически относится к правоотношениям, связанным с оплатой пособий по временной нетрудоспособности с 1 января 2005 года.
В Письме приведено девять ответов на наиболее распространенные вопросы, которые возникают в связи с применением нового порядка оплаты листков временной нетрудоспособности. При этом, как минимум, два ответа представляются весьма спорными с точки зрения их правомерности:
в ответе на вопрос 1 разъяснено, оплате за счет средств работодателя подлежат рабочие дни (часы), предусмотренные графиком работы и пропущенные работником вследствие заболевания (травмы), приходящиеся на первые два календарных дня нетрудоспособности. То есть, если работник заболел в пятницу, то за счет средств работодателя подлежит оплате только один день - пятница. То есть, в данном разъяснении содержится подсказка для работодателей - рекомендовать работникам договариваться с врачами о выдаче листков временной нетрудоспособности предпочтительно с субботы. Подчеркнем, что Письмо не является нормативным документов и, по существу, содержит частное мнение по данному поводу лица, его подписавшего, которое от своего мнения может отказаться в любой момент. Сомнения вызывает то, что ранее, когда речь шла о пособиях по временной нетрудоспособности, предполагалось, что имеются в виду дни, подлежащие оплате;
в ответе на вопрос 3 разъясняется, что пункт 14 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, при оплате листка нетрудоспособности вследствие бытовой травмы в 2005 году не применяется, как противоречащий законодательству. Более правильной была бы отмена данного пункта - при принятии Федерального закона N 202-ФЗ. Противоречие действующему законодательству, по нашему мнению, отнюдь не очевидно. Впрочем, для практических работников бухгалтерий это вряд ли будет иметь далеко идущие последствия - оплата осуществляется на основании листков временной нетрудоспособности, а при бытовой травме на первые пять дней выдавалась справка.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 января 2005 г. N 3 "О введении в действие СанПиН 2.3.2.1940-5. "Организация детского питания".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2005 года N 6295.
Вводится в действие с 1 июля 2005 года.
Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы обязательны к применению всеми организациями, осуществляющими деятельность в сфере производства продуктов детского питания, включая хозяйствующие субъекты, имеющие на своем балансе структурные подразделения, обеспечивающие детей питанием (детские дошкольные учреждения, летние оздоровительные лагеря и т.п.). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере производства и оборота продуктов детского питания, обязаны не только соблюдать требования СанПиН 2.3.2.1940-5, но и иметь в наличии официально изданные санитарные правила.
Целесообразность уведомления читателей нашего журнала о выходе данного нормативного документа связана прежде всего с тем, что неукоснительное соблюдение требований СанПиН обуславливает соответствующую структуру расходов на продукты питания. А контроль за объемом расходов и их правильностью, в конечном счете, возлагается на работников бухгалтерии организации.
"Консультант бухгалтера", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru