Информационные технологии в налоговом администрировании
Эффективность функционирования налоговой системы напрямую зависит от использования информационных технологий. О том, как их применяют в Управлении ФНС России по Магаданской области, рассказано в статье.
За годы работы налоговых органов созданы и постоянно пополняются информационные ресурсы, содержащие большое количество данных. Их использование при планировании, анализе и контроле помогает решить многие задачи налогового администрирования.
Одна из основных функций налоговых органов - обеспечение стабильного поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Это значит, что налоговики должны контролировать показатели по сбору налогов и в случае их невыполнения принимать оперативные меры.
Контроль за выполнением плана по сбору налогов
Методика расчета плановых показателей по сбору налогов общепринята, ее применяют во всех налоговых инспекциях страны. В целях усовершенствования системы контроля в Управлении по Магаданской области все плановые показатели по субъекту в целом сводят в единый файл и группируют по федеральному, областному и местному бюджетам. В федеральный и областной бюджеты данные формируют по межрайонным инспекциям, а в местный бюджет - по районам.
Таким образом, в распоряжении налогового органа имеется удобная для использования сводная таблица. Это своего рода детализированный план по сбору каждого налога - начиная с районов области и заканчивая субъектом РФ в целом.
Автоматизированный контроль за выполнением плана по сбору налогов предполагает создание системы взаимосвязанных файлов, когда итоговая информация одного файла становится исходной для другого. Так, рассчитанные плановые показатели из сформированного файла автоматически переносятся в файл, содержащий информацию о фактических поступлениях сумм налогов.
Сведения о поступивших суммах налогов налоговые органы получают ежедневно. Эти сведения предоставляют областные органы федерального казначейства. В распоряжении каждого Управления ФНС России есть программный комплекс "ПК Регион", который преобразует информацию, поступающую из органов казначейства в виде текстовых файлов, в стандартные отчеты о перечисленных суммах налогов. Однако использовать такую технологию не всегда удобно, поскольку по стандартному отчету, сформированному "ПК Регион", нельзя ежедневно оценивать выполнение плана по сбору налогов.
Устраняя этот недостаток, специалисты Управления по Магаданской области преобразуют поступающую из органов казначейства информацию в программе Excel. Преобразованные данные автоматически заносятся в сводный файл. Это позволяет проследить выполнение плана по сбору налогов.
Сведения о выполнении плана могут формироваться по тем же критериям, что и расчет плановых показателей, то есть в федеральный и областной бюджеты по межрайонным инспекциям, в местный - по районам.
Плановые задания по сбору налогов и данные об их фактическом исполнении сравниваются как в абсолютном (в рублях), так и в процентном выражении. Это отличительная особенность данной технологии, позволяющая быстро выявить как недовыполнение, так и перевыполнение плана.
Сведения в файле расположены таким образом, что диагностика выполнения плана осуществляется не только на каждое число конкретного месяца, но и за предшествующие месяцы в целом, а также нарастающим итогом с начала года. Кроме того, программа предполагает ведение статистического наблюдения за выполнением плановых показателей в среднем за один рабочий день и за все отработанные дни месяца.
На любой день в автоматическом режиме формируются аналогичные данные по поступлениям за предыдущие годы. Преимущества такой технологии очевидны: она дает возможность наблюдать за темпами роста собираемости налогов.
Например, нужно выяснить уровень выполнения плана по сбору всех налогов по Управлению в целом по состоянию на 15 июня как текущего года, так и прошлых лет. На основе описанных выше технологий формируется таблица (цифры условные).
Таблица. Сведения о выполнении Управлением в целом плана по сбору
налогов по состоянию на 15 июня
Вид дохода | Выполнение плана, % | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Налоговые и неналоговые доходы | С начала месяца | |||
20,1 | 24,2 | 34,2 | 23,8 | |
С начала квартала | ||||
30 | 36,2 | 42,8 | 35 | |
С начала года | ||||
50,9 | 58 | 64,8 | 53 |
Сделать информацию более наглядной помогут графики, построенные в автоматическом режиме. Их можно строить по каждому налогу, уровню бюджета или налоговой инспекции. Подобная информация не только способствует повышению эффективности контроля за выполнением плановых показателей, но и позволяет судить о наличии или об отсутствии потенциала для наращивания поступлений в бюджет.
Анализ прироста задолженности
В настоящее время разработана еще одна технология, позволяющая строить графики динамики прироста задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям, единому социальному налогу и государственным бюджетным и внебюджетным фондам за ряд лет. Такой анализ основывается на ежемесячных показателях стандартных форм отчетности 4-НМ (о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ).
Итог формируется автоматически как по Управлению в целом, так и по каждой межрайонной инспекции, в том числе по составляющим задолженности (недоимке, реструктурированной и приостановленной к взысканию задолженности). Прирост задолженности формируется по месяцам, кварталам и годам. Это позволяет проводить сравнительный анализ по аналогичным периодам разных лет и своевременно повышать качество работы.
М.К. Тришин,
заместитель руководителя Управления ФНС России
по Магаданской области, советник налоговой службы РФ I ранга
"Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99