ВТО: успех бизнеса в руках государства
Вступление России в ВТО заставит отечественный бизнес приспосабливаться к новым условиям. При этом успех и конкурентоспособность компаний во многом будут зависеть от действий государства. А оно на сегодняшний день уже успело предпринять некоторые меры.
Чтобы защитить отечественных предпринимателей от давления импорта и облегчить им доступ на рынки других стран - членов ВТО, представители власти берут на себя разного рода обязательства. Рассмотрим подробнее, в чем они заключаются.
Обязательства государства
К первой группе обязательств относится то, что российское правительство после присоединения к ВТО должно выполнять генеральные соглашения между государствами. Они касаются правил использования и защиты институтов инвестиционной, коммерческой и интеллектуальной собственности.
Вторая группа обязательств затрагивает тарифную политику государства в отношении экспортеров и импортеров. Налоговые, таможенные и иные пошлины защищают отечественных производителей от давления на российский рынок зарубежного импорта. В отношении экспорта государство отстаивает перед другими членами ВТО свои требования по снижению таких пошлин. Тем самым оно облегчает выход на мировые рынки прежде всего малого и среднего бизнеса.
Этими двумя группами обязательств занимается переговорная группа Министерства экономического развития со своими партнерами из стран - членов ВТО.
Однако существует еще одна важная составляющая защиты российских предпринимателей. К сожалению, в отношении нее государство не предпринимает практически никаких действий. Речь идет о снижении сертификационных пошлин. Дело в том, что, для того чтобы успешно конкурировать в условиях ВТО, компании должны привести свою деятельность в соответствие со стандартами менеджмента качества, свидетельством чего будет сертификат. Сами товары и услуги компании также должны быть сертифицированы в обязательном порядке.
Однако в настоящее время услуги по сертификации оказывают лишь международные агентства. Нужно отметить, что стоимость таких услуг весьма значительна. Поэтому правительство должно способствовать развитию сети конкурентоспособных национальных и региональных органов сертификации, не уступающих по своим возможностям международным аналогам. Причем российские органы сертификации должны быть аккредитованы в странах СНГ и в государствах, входящих в ВТО.
Сертификационные органы - важнейшее звено интеграции рынков ВТО. Они регулируют финансовые и товарные потоки в международной системе разделения труда через пошлины. При этом роль самого государства на рынке стран, присоединившихся к ВТО, снижается, а роль независимых от государства органов сертификации возрастает. Это обусловлено тенденциями развития ВТО, которые стоит осветить подробнее.
Вектор развития ВТО
Первая тенденция заключается в том, что сейчас завершается создание единого экономического пространства Европы, США, стран Юго-Восточной Азии и одновременно признается ведущая роль Соединенных Штатов (особенно в области новейших технологий). Европа же оставляет за собой право развивать те сектора экономики, где она уже добилась инновационных успехов. Кроме того, она может совершенствовать налоговую и таможенную систему, повышать уровень защиты своих рынков и жизни населения.
При таком раскладе конкуренции между странами мира Россия должна создавать на своей территории сеть взаимосвязанных органов сертификации. Они станут центрами встраивания отечественного малого и среднего бизнеса в глобальную экономику. Такое встраивание должно осуществляться за счет снижения затрат на сертификацию в тех отраслях экономики, где российские предприниматели готовы бороться за мировые рынки сбыта своей продукции. Появление российских органов сертификации позволит снизить себестоимость сертификации. Их преимуществом перед иностранными аналогами станут отечественные технологии учета, стоимость которых будет ниже. Технологии учета должны основываться на корпоративных реестрах (депозитариях), в которых будут учитываться результаты сертификации и аккредитации российских предприятий. Политика на рынке сертификационных услуг, проводимая органами сертификации на основе таких технологий, должна быть направлена на сдерживание наступления на российский рынок товаров и услуг транснациональных корпораций.
Вторая тенденция развития ВТО заключается в том, что страны, входящие в эту организацию, совершенствуют порядок обращения товаров и услуг на общеевропейском рынке. Для этого, в частности, они применяют международную сертификацию качества менеджмента и продукции. Вскоре данный подход распространится и на общемировое экономическое пространство.
Третья тенденция развития ВТО свидетельствует о том, что мировые банковская и финансовая системы переходят на стандарты Базель-2. Они предусматривают внедрение в практику финансовых институтов более качественных методов управления кредитными, рыночными и операционными рисками. Это позволяет постоянно повышать конкурентоспособность экономики страны за счет полноценного финансирования инновационных проектов.
Резюме: качество на первом месте
Подводя итог, можно сказать, что российский бизнес сможет успешно конкурировать в ВТО только в одном случае - если взаимодействие государства с предпринимателями будет основано на системе единых стандартов качества, применяемых в большинстве стран - членов ВТО. Сейчас в России эти взаимоотношения пока что регулируются различными и постоянно меняющимися приказами, инструкциями и методическими указаниями для бизнеса. Это препятствует разработке самими предпринимателями трудовых стандартов и стандартов качества, не уступающих мировым. Становление же национальной системы сертификации как важнейшего элемента вступления России в ВТО возможно, только если взаимоотношения государства и бизнеса будут основаны на системе единых стандартов. Создание системы сертификации позволит снять многие барьеры на пути движения товаров и услуг, а также устранить дискриминацию за счет сертификационных пошлин.
В. Овчинников,
глобальный консультант Центра глобальных индустрий
Всемирного экономического форума в Давосе,
профессор, д.т.н., д.э.н.
"Консультант", N 9, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.