Чтобы всегда быть на связи
В наше время телефон, электронная почта и интернет - это обязательные атрибуты любого офиса. Поэтому вряд ли найдется фирма, у которой нет договора с компанией - оператором связи. А где есть отношения двух фирм, там всегда могут возникнуть проблемы. О некоторых из них читайте в этой статье.
В вашем офисе пока нет телефона. Совсем
Чтобы оформить отношения с фирмой - оператором связи, та компания, которой принадлежит офис, должна обратиться к нему с заявлением о заключении договора на оказание услуг связи. В нем надо написать, сколько телефонных номеров необходимо фирме для нормальной работы, и приложить копии документов о регистрации права собственности на ваш офис. Плюс к этому нужен приказ о назначении руководителя или протокол собрания учредителей о его избрании. Это необходимо, чтобы подтвердить полномочия начальника, который будет подписывать договор.
Статья 426 Гражданского кодекса относит договоры с операторами связи к публичным. Это многозначительное слово означает, что отказать вам не могут и условия договора должны быть такими же, как и у других клиентов этого оператора. Если вдруг вы обнаружите в своем договоре что-то такое, чего нет у соседей по зданию, где находится ваш офис, знайте: силы эти пункты договора не имеют. В этом случае вы можете сначала написать заявление оператору связи с просьбой исключить эти условия из договора. Если откажут - обращайтесь в суд и требуйте, чтобы с вами заключили такой же договор, как и с другими (постановление ФАС Волго-Вятского округа 18 ноября 1999 г. N А38-11/88-99).
Если у вас возникнут сомнения, что условия вашего договора такие же, как и у всех остальных, а возможности заглянуть в чужой договор у вас нет, то можете обратиться и в антимонопольный орган. Изменение оператором связи условий договора для отдельной компании - это злоупотребление доминирующим положением с его стороны и нарушение антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган в этом случае может потребовать устранить нарушения и взыскать с оператора связи штраф.
Кроме этого плата за телефон определяется на государственном уровне и для всех сразу. Так что поднять расценки лично для вашей компании оператор связи не имеет права (информационное письмо ВАС от 6 августа 2003 г. N С5-7/УЗ-888).
Телефон меняет хозяев
Если ваша фирма купила "бэушный" офис, то прежние владельцы вполне могут оставить вам тот телефон, который был у них. Причем плату за установку телефона оператор связи брать не должен. Ведь в этом случае никаких фактических действий по установке телефонной линии он не производит. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 18 августа 2004 г. N Ф09-2602/2004-ГК. Новый собственник, то есть вы, обязан внести только плату за переоформление договора на оказание услуг связи. Это значительно дешевле, чем ставить телефон заново.
Если это временный офис
Как арендаторам офиса оформить свои "телефонные" отношения, подробно расписано в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 января 2005 г. N А56-10569/04.
Во-первых, если вы арендуете офис с телефоном, то имеет смысл внести в договор пункт о том, что ваша фирма будет возмещать арендодателю ту сумму, на которую вы наговорите. То есть он перечислит деньги оператору связи по договору между ними, а вам выставит счет на основе документов, подтверждающих ту сумму денег, которую ваша фирма должна ему за телефон (счета-фактуры от компании - оператора связи, например). Как именно вы будете расплачиваться, лучше всего подробно расписать в договоре аренды. Чтобы потом не возникло проблем с налоговой на предмет кто, сколько и кому платил.
Второй вариант - переоформить (на срок аренды недвижимости) договор на оказание услуг связи на вашу фирму с сохранением прежнего телефонного номера. В этом случае все остальные условия, которые есть в этом договоре, останутся без изменений (в части размера и сроков внесения авансовых платежей). Кроме того, если договор аренды будет впоследствии продлен, договор по услугам также пролонгируется. Причем бесплатно. Судьи особо подчеркнули, что операторы связи не имеют права заключать договоры с арендаторами помещений на срок, не совпадающий со сроком аренды.
Третий вариант - арендодатель может расторгнуть договор на услуги связи, а ваша фирма - заключить новый. Но в этом случае придется оплатить установку телефона - ведь при расторжении арендодателем договора офис становится нетелефонизированным.
Офис на выезде
Если ваша фирма решила переехать в другой офис, то вы можете подать оператору связи заявление о переоформлении договора. Если новое место "дислокации" находится на территории той же телефонной станции, договор с вами переоформят и номер у вас останется прежний. То есть вы переедете вместе со своим телефоном, и новые визитки печатать не придется. Если же вы перебрались далеко от прежнего места и это территория уже другого телефонного узла, то договор с вами, конечно, тоже переоформят, но номера будут другие. Это уже не так удобно. Так что придется вам обзвонить всех партнеров и сказать, что вы никуда не пропали.
Дополнительные услуги
Заключая договор на предоставление услуг связи, вы можете попросить включить в него кроме основных (предоставление местного, междугороднего и международного телефонных соединений) и дополнительные услуги оператора. Их перечень определен в пункте 15 Правил оказания услуг телефонной связи. Например, можно установить параллельные телефонные аппараты, подключить мини-АТС к телефонному номеру фирмы, получить возможность использовать электронную почту или службу передачи факсимильных сообщений. Вариантов много.
Стоимость этих "удовольствий" государством не регулируется. Поэтому, когда будете подписывать договор на такие услуги, желательно оговорите, как может поменяться их стоимость. Например, укажите, что менять тарифы оператор может не чаще 1 раза в год и при этом должен иметь доказательства того, что поднять цену для него необходимо, иначе он оказывается в проигрыше.
Если же в договоре ни о каких дополнительных услугах ни слова не сказано, а фактически абонент ими пользуется (например, вы самостоятельно установили у себя в офисе мини-АТС), то оператор связи, во-первых, сможет возместить свои убытки в виде неполученной платы за услуги (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 февраля 2003 г. N А38-2/ 197-02). А во-вторых, исходя из статьи 44 Закона N 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. "О связи" он может вообще прекратить или приостановить на время с вами всякие "телефонные" отношения. И кстати, по-своему будет прав. При этом, если телефон у вас отберут на время, абонентскую плату вносить все равно придется. Ведь об этом говорит пункт 2 статьи 781 Гражданского кодекса (в случае если исполнение договора невозможно по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме). К такому же выводу пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 28 декабря 2004 г. N А56-13593/04.
Так что если вы решите улучшить жизнь своего офиса за счет каких-нибудь телефонных "излишеств", согласуйте это с оператором связи. А то хлопот потом не оберешься.
Неоплаченный телефон
Пункт 3 статьи 44 Закона "О связи" говорит о том, что оператор вполне может оставить ваш офис без связи с внешним миром, если вы перестанете платить за телефон, а именно, в случае "нарушения сроков оплаты оказанных услуг связи".
Поэтому, если вы забыли заплатить, не удивляйтесь, что телефон молчит. Вас просто отключили от телефонной линии. Даже в суд в принципе можно не обращаться. Арбитражный суд скорее всего признает действия оператора связи законными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 декабря 2004 г. N А56-13593/04).
Если в вашем офисе есть иногородние работники, которые любят звонить домой без ведома руководства, а потом приходят огромные счета, то оплатить их все равно придется. Отказаться платить оператору связи на том основании, что о каких-то переговорах по вашему телефону вы не знали, хотя вызов был сделан с вашего офисного номера, абонент не может. И если вы решите судиться с оператором связи, то и в данном случае судьи скорее всего станут на его сторону. (постановление ФАС Московского округа от 20 октября 2004 г. N КГ-А40/9685-04).
Хорошо только одно: если вы перестанете платить, сразу номер у вас не отберут. Дадут возможность исправиться в течение шести месяцев со дня получения уведомления о приостановке оказания услуг связи. Если вы этого не сделаете, то через полгода оператор связи скорее всего расторгнет с вами договор в одностороннем порядке. И чтобы снова быть "на связи", вам придется заново заплатить за установку телефона в своем офисе. А это долго и не очень дешево. Так что лучше все делать вовремя.
О. Александрова
"Расчет", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru