Бухгалтерия волжского разлива
Главное налоговое управление Волгоградской области расположено практически напротив Мамаева кургана - великого памятника боевой славы нашего народа. А чем еще славится управление среди волгоградских бухгалтеров, мы отправились выяснять в столицу области - город Волгоград.
Бандитский Волгоград
В Волгограде я почувствовала себя курортником, даже несмотря на то, что находилась "при исполнении". После холодной и промозглой Москвы, где температура в мае не поднималась выше 10 градусов, волгоградские плюс 20 ощутимо согрели и душу, и тело. И хотя водитель маршрутки, которая везла меня из аэропорта, на мое замечание о температуре сказал, что "похолодало на днях", я была рада и такому "похолоданию".
Прилетела я уже затемно, гулять по незнакомому городу было страшновато, поэтому я решила просто перекусить, а Волгоград рассмотреть уже утром. Зайдя в ближайшее к гостинице кафе, я была приятно удивлена. Во-первых, ценами, которые оказались в два раза ниже, чем в Москве, а во-вторых - приветливостью персонала. Впрочем, потом выяснилось, что принимал заказ у меня сам владелец кафе - а в отличие от наемных работников владельцы дорожат каждым клиентом. Мы разговорились. Сергей, так звали владельца кафе, узнав, что я прилетела делать репортаж о бухгалтерах, предпринимателях и налоговых работниках, усмехнулся и сказал: "Ничего хорошего тут у нас не происходит. Кое-как выживаем - кто за счет того, что не все налоги платит, кто за счет того, что не всю деятельность показывает, а кто - благодаря знакомым во власти. Да и государственные налоги - это не самое страшное. Вот бандитам дань платить - это посерьезнее будет. А не будешь платить - работать не дадут. В этом плане город у нас специфический. Иногда ощущение возникает, когда с другими городами сравниваешь, что мы как жили в бандитских 90-х, так в них и остались".
Приняв к сведению и информацию, и знатную порцию жареного терпуга, я поблагодарила Сергея за все и отправилась в гостиницу. Впрочем, даже если бы я захотела посидеть еще где-то, у меня бы это не получилось - подавляющее большинство развлекательных и "питательных" заведений в Волгограде закрывается уже в 11 вечера - видимо, их владельцы экономят на электроэнергии, тарифы на которую с нового года выросли почти в два раза.
Доведенные до автоматизма
В самом управлении, куда я отправилась следующим утром, ничего особенно интересного не было. Зато очень интересно оказалось в межрайонной инспекции N 1 по Волгоградской области, которая находилась в том же здании. Пожалуй, МРИ N 1 - единственная в стране инспекция, в которую не ступала нога налогоплательщика. А все потому, что она занимается централизованной обработкой бумажных налоговых деклараций, поступивших в налоговые инспекции области. Именно эти документы широкой бумажной рекой стекаются в межрайонную инспекцию, где с ними и проводят серьезную работу. А точнее - ведут регистрацию, учет, проверку, сканирование и переводят в электронный формат, после отправляя на хранение в общую базу данных.
Инна Мирошникова, замруководителя МРИ N 1, которая стала моим гидом по этому электронному раю, с гордостью, а главное - с удовольствием рассказывала о своей работе.
- Наша инспекция была экспериментальной. Вернее, таким образом данные уже обрабатывались в Москве, но данные только по физическим лицам. А у нас же все начиналось с обработки налоговой отчетности юридических лиц, а в настоящее время обрабатываются документы всех категорий налогоплательщиков, включая индивидуальных предпринимателей и граждан. Основная часть работников - это сотрудники производственных отделов, куда входят отдел регистрации, архивный отдел и отдел ввода информации.
Кстати, визит в последний отдел меня поразил до глубины души, но об этом рассказ пойдет чуть позже.
- Все декларации, - продолжала Инна, - приходят к нам либо по почте, то есть налогоплательщик отсылает отчетность непосредственно на наш адрес, либо специальные курьеры привозят ее из всех инспекций области. Вот смотрите - как раз партию привезли.
Инна указала на пол, где в мешках, похожих на инкассаторские, лежали папки с выстраданными бухгалтерами декларациями. И лежали, надо сказать, очень аккуратно - в отличие от множества виденных лично мною "бумажных развалов" в налоговых кабинетах. Я сообщила о своих мыслях Инне.
- Такая аккуратность нам просто необходима: помятый бланк, загнутый уголочек - и сканер не сможет прочесть информацию. Поэтому у нас тут аккуратность прежде всего. Мои специалисты просматривают каждый листочек - в том ли порядке, есть ли все необходимые реквизиты и сведения... После этого на каждый листочек наносят особый штрихкод, индивидуальный номер, по которому он будет числиться в базе данных.
После того как всю сданную отчетность проверят на "укомплектованность" и отметят штрихкодами, ее отправляют на сканирование. Кабинет, где это происходит, больше похож на завод: гудят огромные сканеры, методично заглатывающие бумажные листы, заботливо подкладываемые им людьми, операторы компьютеров считывают специальным устройством штрихкоды с листов - чтобы ничего не потерялось, ни одна сданная декларация не ушла в никуда. Смотря на эту картину, я поневоле прониклась уважением к тяжелому труду налоговиков. А в памяти возник старина Форд и появившееся благодаря ему конвейерное производство...
- Теперь пойдемте в отдел ручного ввода данных. Машины - это, конечно, хорошо, но, к сожалению, они не могут достоверно считывать цифры, написанные от руки. Этим приходится заниматься нашим сотрудницам, - прервала мои мысли Инна.
Мы прошли по коридору в следующий кабинет. Впрочем, это был не кабинет. Нет, такое название к этой фабрике по набору цифр не подходило. Это был действительно конвейер. Десятки девушек с фантастической скоростью били по клавиатурам компьютеров, набирая на них цифры, возникающие на экранах мониторов.
- Вот тут декларации проходят как бы двойной контроль: то, что отсканировала машина и то, что набито руками. Эти данные сравниваются и несоответствия удаляются. Вероятность того, что оригинал декларации будет отличаться от своего электронного собрата, ничтожно мала, менее 0,1 процента.
Впрочем, меня не очень волновала вероятность ошибок - гораздо больше меня заинтересовала вероятность выживания человека при таком адском ежесекундном напряжении глаз и рук. Правда, оказалось, что девушки-операционистки работают по 50 минут, а потом - десятиминутный перерыв. Это не считая перерыва на обед.
Но все равно труд их действительно тяжел и стоит всяческого уважения - ведь собственно все это для того, чтобы вовремя "вбить" все декларации, сданные фирмами, чтобы те в свою очередь своевременно узнавали о своих ошибках или же смогли получить сверку по платежам в положенные сроки.
Общество тайного знания
Но это еще были не все чудеса, о которых рассказала мне Инна Мирошникова. Межрайонная инспекция N 1 обладает еще и несколькими ценными, по крайней мере с точки зрения милиции, таможни и прочих контролирующих организаций, вещами - информационными базами по всем физическим и юридическим лицам, по всем транспортным средствам Волгоградской области и областной имущественной базой. По сути налоговому управлению ничего не известно только об одной категории граждан области - только что родившихся младенцах. Впрочем, эти базы постоянно обновляются, поэтому и младенцы тоже недолго остаются незамеченными налоговиками.
- Мы широко взаимодействуем с внешними организациями - правоохранительным ведомством, таможенной службой, то есть теми, кто имеет право получать от нас информацию. Они присылают нам запросы, а мы пробиваем ту или иную фирму либо того или иного человека по своим базам и выдаем им результат.
- То есть если милиции нужна информация об ООО "Ромашка", она тут же ее получает?
- Ну, чаще всего все-таки требуют информацию не о фирме в целом, а об ее учредителях, их адресах, имуществе физических лиц... Но вся эта информация может быть выдана только на основании официальных запросов и только в том случае, если ее предоставление предусмотрено законом. Она ведь строго конфиденциальна, и мы ее тщательно охраняем.
- Вы знаете, как-то к нам в редакцию попала база данных по предприятиям Москвы с полным перечнем их контрагентов, операций и финансовым состоянием... Потом в управлении нам тоже ответили, что вся информация была строго секретной и ее тщательно охраняли. Однако диск с этой "секретной" информацией можно было купить в любом киоске...
- Нет, думаю, что с нами такого не случится. У нас введена строгая система контроля безопасности, весь обмен информацией идет по закрытым каналам связи. Для того чтобы не произошло утечки данных, мы используем крипто-шлюзы и крипто-шрифты, и пока ничего подобного у нас не происходило, - заканчивая беседу, сказала Инна Мирошникова.
Проблемный круг
В компанию "КБ Волгасофт", куда меня пригласила знакомый юрист и одновременно директор компании "Стратегия" Снежана Ливена, я попала на следующий день. Выбор компаний был сделан не случайно - юристы "Стратегии" постоянно занимаются арбитражными спорами и поэтому полностью владеют ситуацией, сложившейся в городе, а "КБ Волгасофт" занимается постановкой на предприятия бухгалтерских программ. Ситуация, как оказалось, оставляла желать лучшего. Причем не только со стороны налоговиков, но и со стороны налогоплательщиков.
- У нас очень неграмотные в налоговом праве предприниматели. Это естественно, они же зарабатывают, а не кодексы круглосуточно читают. Им надо объяснять не то что вторую, а первую главу Налогового кодекса, - начала Ирина Камышникова, налоговый юрист. - Нашему бизнесу вообще не хватает грамотных специалистов. И в отношениях налогоплательщиков и налоговых инспекций тоже не все гладко - между ними идет постоянное противостояние. Подход к ним и со стороны налоговых инспекций, и со стороны властей - как к врагам. И никто не хочет понимать, что предприниматель кормит себя, свою семью и обеспечивает еще и социальную сферу. Эти люди взяли ответственность за свою жизнь и за жизнь других людей на себя, разгрузили центры занятости, а государство этого не ценит.
- Ирина Валерьевна, ну не все так грустно. Когда я была начинающим предпринимателем, то со всеми сложными вопросами подходила к своим инспекторам в Краснооктябрьскую налоговую. Меня иной раз буквально за руку водили по кабинетам, решая мои проблемы, - прервала монолог Ирины Снежана Ливена.
- А я и не говорю, что они хамят. Они научились быть вежливыми. Но через обращения ко мне бухгалтеров прослеживается жесткая политика нарушений Налогового кодекса. Последнее изобретение налоговиков - документальная камеральная проверка. Это когда помимо деклараций, предоставленных в налоговую, они требуют дополнительные документы - тоже якобы необходимые для проверки. А бухгалтер и рад стараться - тащит им кипу по первому требованию. А ведь это незаконно. Конечно, когда к нам обращаются, мы указываем пальцем в Налоговый кодекс, где черным по белому написано, что никаких дополнительных документов при камеральной проверке налоговики требовать не имеют права. Но ведь к нам обращаются единицы! У всех остальных не возникает мысли, что налоговая инспекция может быть не права. Не знаю, везде так или нет, но у нас люди очень верят государству, а государство этим пользуется, - парировала Ирина.
- Ну а с другой стороны, такая политика государства дает и хорошие результаты. Предприниматели объединяются для защиты своих прав. Крупные и средние фирмы стараются совершенствовать системы учета на предприятиях. Во всем можно найти пользу, - в разговор вступил Александр Белов, директор компании "КБ Волгасофт".
- Да и к знаниям стремятся. Наша компания помимо платных семинаров примерно раз в месяц устраивает и бесплатные. Так вот, на них по 300-400 человек собираются. Значит, интересуются, не хотят стоять на месте. И в целом мы тоже можем быть необъективными, ведь к нам обращаются именно с проблемами - бухгалтеры не приходят сообщить, что у них все хорошо. Может, поэтому у нас такой пессимистичный взгляд на ситуацию, - продолжила его оптимистичную речь Снежана.
Арбитражные вести
То, что налоговики Волгограда часто нарушают закон, которому они должны следовать беспрекословно, подтвердили и в арбитражном суде. По словам Светланы Пак, председателя второго судебного состава, случаи, когда налогоплательщики обжалуют решения налоговых органов, не редки. И как правило, в таких ситуациях выигрывают именно фирмы. Правда, налоговиков это совершенно не смущает - проиграв в первой инстанции, они идут дальше, не в силах смириться с собственной неправотой. И часто, не соглашаясь с кассационным решением, идут в Высший Арбитражный Суд.
Впрочем, это неудивительно - ведь в случае проигранного дела они обязаны возместить фирме не только убытки по суду и начисленным штрафам и пеням, но и государственную пошлину. Поэтому каждое проигранное дело для налоговых инспекторов, точнее, для бюджета налогового управления влетит в копеечку. А не судиться нельзя - такая система.
А вообще, по словам волгоградских бухгалтеров и предпринимателей, суд у них такой же, как везде, не лучше не хуже. Так же ошибается, так же с ним не соглашаются и так же обжалуют его решения в Казани - в кассационной инстанции.
Но это по их мнению. По мнению же Высшего Арбитражного Суда, волгоградский суд - очень даже ничего. Вернее, очень даже чего, в смысле лучший. По качеству решений, по срокам их рассмотрения, по рассылке судебных извещений и по соответствию норм как нотариального, так и процессуального права.
Научная точка зрения
В Управление развития предпринимательства я попала почти случайно - проходила по набережной Волги, и меня заинтересовал небольшой, одиноко стоящий старинный домик. Подойдя поближе, чтобы его рассмотреть, я увидела табличку - "Управление развития предпринимательства Администрации Волгоградской области". И не могла не зайти.
Правда, сразу со мной никто поговорить не смог - но на следующий день Владимир Демидов, начальник управления, все же согласился со мной встретиться.
- Управление развития есть, а предприниматели все равно жалуются, что не помогают им развиваться, а наоборот - мешают. То аренду поднимут, то ставки вмененки, - начала я.
- Мне кажется, что в повышении ставки единого налога все-таки есть и положительный смысл. Ведь сейчас в Волгоградской области 50 процентов малого и микро-бизнеса занято в торговле. Это ненормально - во всех экономически развитых странах соотношение между производственными фирмами, фирмами, предоставляющими услуги, и торговыми фирмами примерно равное. А у нас - поставят эти "раскладушки" с помидорами возле остановок и рады. Мы всегда говорим нашим предпринимателям - не замыкайтесь на этой торговле, пробуйте новый бизнес, дерзайте, выходите на инновационные технологии, ведь именно за ними будущее.
Проблемой Владимир Демидов считает и то, что 70 процентов малого бизнеса в Волгограде - это индивидуальные предприниматели. И работать с ними сложнее, чем с юридическими лицами.
- Но работать нужно. Да и вообще хорошо сидеть в теплом кабинете и рассматривать графики. В небольших поселках ведь людям по-другому не выжить - работать-то негде. А по поводу информационных технологий, наше управление сейчас занимается созданием единого банка данных по имеющимся в области предприятиям - микро, малым и крупным. Чтобы бизнесмены могли сотрудничать. Чтобы они не замыкались на своем бизнесе, а кооперировались друг с другом. А информацию собираем со всех организаций, которые занимаются поддержкой как малого, так и среднего бизнеса. Кстати, вернее, совсем некстати, их у нас в стране очень много, этих организаций. В одной только Волгоградской области - более тысячи "помощников". Часто они дублируют функции друг друга и по сути зря расходуют свою энергию. Вот если бы их всех объединить, да направить их энергию в "мирные цели", то получился бы действительно полезный "выхлоп", - поделился своими мыслями Владимир Демидов.
Ложка меда
И все-таки мне удалось встретить человека, который ни на что не жаловался. Правда, для этого пришлось уехать в другой город области - Волжский. Это была бухгалтер одной из крупных фирм этого города. С ней я познакомилась при посещении волжской налоговой инспекции. Людмила, которая разглядывала стенды, видимо, кого-то ожидая, охотно согласилась пообщаться со мной.
- Как работается? Да отлично работается! Вот, пришла на сверку к инспектору, стою жду, когда освободится. Я отчетность сдаю в нашу межрайонную централизованную инспекцию. Раньше по почте отсылали, а теперь по электронке сдаем. Правда, когда только перешли на электронную отчетность, у нас с оператором проблемы были - не вовремя новые формы деклараций приходили. А потом оператора сменили, и сейчас жаловаться не на что. О, а вот и мой инспектор пошел, пойду я сверяться, а вам - удачи в работе.
Людмила пошла вслед за инспектором, а я вышла на крыльцо инспекции, постояла, вздохнула и подумала: наверное, успех и удовольствие от своей работы зависит не от действий властей и не от отношений с налоговыми инспекторами, а от того, как относиться к этой самой работе. Ведь давно еще кто-то мудрый сказал, что тот, кто хочет, ищет возможности, а тот, кто не хочет, - причины.
К. Батанова
"Расчет", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru