Больше инспекций на каждого вмененщика
Подмосковные фирмы и предприниматели на вмененке часто меняют географию своей деятельности. Торгуют или оказывают услуги там, где доходнее - то в области, а то и в самой столице, причем в разных ее округах. Нужно ли в таком случае повторно вставать на налоговый учет в каждом районе? Мнения контролеров и судей разделились.
Вообще-то спор этот рискует стать затянувшимся. Работники Минфина сначала не требовали от фирм повторной регистрации в налоговой в одном и том же субъекте страны. А потом изменили свою позицию. Инспекторы же по-прежнему "воюют" за каждый дом, каждую улицу. Они считают, что если вмененщик работает на территориях разных инспекций, то и на учет должен вставать несколько раз. Недавно к мнению федеральных инспекторов присоединились и их столичные коллеги. Судьи же придерживаются иной точки зрения. Правда, арбитражная практика по этому вопросу пока невелика, а московская и вовсе отсутствует.
Минфино-микрия... Что это такое?
Начнем с позиции работников Минфина. В прошлом году они утверждали, что плательщику ЕНВД нужно повторно вставать на учет только в одном конкретном случае. А именно: если он еще не получил уведомление о постановке на учет из какой-либо инспекции на территории этого же субъекта (письмо Минфина от 7 сентября 2004 г. N 03-06-05-04/14). Аналогичное мнение финансисты высказывали и в других письмах. Позиция вполне здравая и основанная на законе. Судите сами.
В Налоговом кодексе сказано, что фирмы встают на налоговый учет по месту своего нахождения (п. 1 ст. 83 НК). А для вмененщиков есть уточнение: они должны пройти регистрацию в налоговой как плательщики ЕНВД. Дальше в кодексе указано, что встать на учет в инспекции обязаны "налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта России, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности", подпадающие под единый налог (п. 2 ст. 346.28 НК). Значит, былое мнение главных финансистов с законом вроде бы в ладу.
Но затем минфиновцы вдруг дали задний ход и объявили, что их прежние документы были ответами на конкретные запросы и нормативного характера не носили (письмо Минфина от 27 декабря 2004 г. N 03-06-05-02/25). А фирмам, оказывается, надо придерживаться мнения налоговых контролеров. Вот и приехали! Инспекторы-то все время толковали как раз об обратном. Как же фирмам поступать в такой ситуации?
Каждый сверчок знай свой адресок
Инспекторы всех "эшелонов" (федеральные, областные) всегда считали, что лишний раз зарегистрироваться вмененщику не повредит. Они писали, что такая фирма должна встать на учет в каждой инспекции, на территории которой она торгует или оказывает услуги, "вне зависимости от факта постановки на учет по каким-либо иным основаниям... на территории данного субъекта России". Далее контролеры заключали, что подавать декларации и уплачивать ЕНВД нужно "по каждому месту постановки на учет" (письма ФНС от 12 ноября 2004 г. N 22-2-14/1787@, МНС от 10 апреля 2003 г. N ММ-6-09/421@). А в недавнем своем послании налоговые инспекторы отпраздновали победу, полностью процитировав "отступническое" письмо минфиновцев (письмо ФНС от 20 января 2005 г. N ШС-6-09/35@).
В областных инспекциях не принимают декларации от "своих" вмененщиков, если торговые точки их расположены в столице или на любой другой "чужой" территории. Вместо этого фирмам вручают уведомления с требованием встать на учет в другой налоговой.
При этом имейте в виду, что пока вмененщик встает на учет в другой инспекции, сроки подачи декларации и уплаты налога могут оказаться пропущенными. А это уже "светит" штрафом за несвоевременную сдачу отчета и пенями за просрочку уплаты налога. Причем этих санкций не избежать и после уплаты ЕНВД в "правильной" налоговой. Контролеры, получив декларации, не преминут вынести соответствующие постановления.
Инспекторы считают, что исключением из "их правил" может быть только один случай. А именно: когда предприниматель уже зарегистрирован в той инспекции, на территории которой планирует вести "вмененный" бизнес. Тогда он может повторно на учет не вставать (письмо ФНС от 9 декабря 2004 г. N 09-4-02/4866). С Налоговым кодексом требования и действия инспекторов явно не согласуются. И арбитражная практика это подтверждает.
Контролера может оказаться много
Мы уже писали о почти курьезном деле, когда судьи преподали налоговым инспекторам урок русского языка (см. "Московский бухгалтер" N 1 за 2005 год на стр. 58). В постановлении тогда было написано буквально следующее: "Законодатель употребил... понятие "налоговый орган"... во множественном числе, поскольку понятие "налогоплательщик" также употреблено во множественном числе" (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 марта 2004 г. N А19-19656/03-33-Ф02-597/04-С1). Поэтому, сделали вывод судьи, контролеры не вправе требовать от фирм постановки на учет в нескольких инспекциях.
Вообще же выводы суда были основаны на следующей логике. Плательщик ЕНВД должен подать заявление в инспекцию только в одном случае: если он еще не состоит на налоговом учете в этом же субъекте России. Фирма же, состоящая на учете в инспекции одного района города, не обязана вставать на учет в инспекции другого района. Ведь, несмотря на то что предприятие торгует на разных административных участках, облагаемую ЕНВД деятельность оно ведет на территории одного и того же субъекта страны.
Казалось бы, все предельно ясно. Но контролеры, как и раньше, проявляют прямо-таки навязчивое упрямство. Так, например, однажды инспекторы из одной налоговой взяли и проверили вмененщика, который вовсе не состоял у них на учете. Правда, торговал он на территории их района. Контролеры нашли, за что выписать штраф "труженику капиталистического труда". Однако коммерсант оплачивать его не спешил, а обратился в суд. И судьи резонно указали, что проверяемый состоял на налоговом учете совсем в другой инспекции города. Повторно вставать на налоговый учет вмененщик по закону не обязан. А, следовательно, проверяющие были не вправе выставлять требование об уплате недоимки, пеней и штрафа. В общем, судьи инспекторов не поддержали (постановление ФАС Уральского округа от 8 апреля 2004 г. N Ф09-1336/ 04-АК).
Чем сердце успокоится?
Заметим, что с такими противоречиями столкнется, например, и столичный предприниматель, открывающий розничный бизнес в Подмосковье. И подмосковный коммерсант, размещающий наружную рекламу на территории Москвы (закон от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ). Но это, так сказать, новоиспеченные вмененщики. Обиднее же всего тем подмосковным плательщикам единого налога, которым предстоит проходить череду бюрократических процедур в инспекциях по такой неумной позиции, как "где эта улица, где этот дом...".
В некоторых фирмах поступают проще. Начав торговать на "новой" территории, они не обременяют себя прохождением повторной процедуры регистрации в другой инспекции, а просто отправляют почтой в свою старую инспекцию отдельную декларацию - по вновь открытой торговой точке. Естественно, налог бухгалтеры этих фирм аккуратно уплачивают на соответствующего получателя. По сути, нарушения здесь никакого нет. Ведь ЕНВД фирмы зачисляют на единый казначейский счет. Поэтому для бюджета, по большому счету, разницы нет, к какой налоговой приписан плательщик. Правда, налоговые и финансовые чиновники с логикой здравого смысла могут не согласиться.
Принимая во внимание последнее мнение Минфина, а также перевод немалого куска московского бизнес-пирога - наружной рекламы - на ЕНВД, можно ожидать, что и арбитражная практика переменится в неблагоприятную для фирм сторону. Споры могут оказаться заведомо проигрышными для фирм. Поэтому разумнее предпринимателям заранее настроить себя на хождение по бюрократическим порогам налоговых инспекций.
Кстати
Как встать на учет в налоговой инспекции
Перечень документов приведен в Законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (ст. 22.1). В него входят:
- заявление о государственной регистрации по форме N Р21001 (утверждена постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 439);
- нотариально заверенная копия паспорта (для граждан России);
- квитанция об оплате госпошлины в сумме 400 рублей (письмо МНС от 27 января 2004 г. N СА-6-04/88).
В заявление входит обязательным для заполнения лист А - "Сведения о видах экономической деятельности". В нем коммерсант может указать все виды деятельности, которыми он планирует заниматься. А первым в список надо вписать основной вид деятельности. При этом на одном листе должно быть указано не более 10 видов. Если планируемых видов деятельности более 10, то необходимо заполнить второй лист А, больше 20 - третий и т.д. Подпись же предпринимателя должна стоять на каждой странице.
Обратите внимание, что при постановке на учет предпринимателя инспекторы обязаны выдать ему два свидетельства: о регистрации по форме N Р61001 и о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004 (утверждены постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 439). Кроме того, коммерсанту сразу присвоят 12-разрядный идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Причем на все это контролерам отведено не более пяти рабочих дней с даты получения документов от коммерсанта.
Справочно
Госпошлина при постановке на налоговый учет
Ранее налоговые работники однозначно утверждали, что перечислять государственную пошлину должен исключительно заявитель. И если в платежном поручении было указано иное лицо, то контролеры считали, что предприниматель или фирма не представили необходимый документ, а значит, не подтвердили уплату пошлины. Поэтому в регистрации инспекторы могли отказать (подп. "а" п. 1 ст. 23 закона N 129-ФЗ).
Однако позиция налогового ведомства изменилась (письмо МНС от 13 октября 2004 г. N 09-0-10/4058). Налоговые работники считают, что для интересов бюджета не имеет значения, от кого пришли деньги. Так что нарушений правил регистрации в данном случае нет. Однако следует иметь в виду, что относительно недавно Конституционный Суд признал, что платить налоги и сборы за других нельзя (определение от 22 января 2004 г. N 41-О).
Л. Журавлева
"Московский бухгалтер", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007