"При пассивности общества и власти вымирание подвида
"малый предприниматель" - это лишь вопрос времени"
(интервью с С.Р. Борисовым, президентом Общероссийской общественной
организации малого и среднего предпринимательства "Опора России")
- В последнее время властьпридержащие очень часто стали высказываться о малом бизнесе, разрабатывать новые программы поддержки взамен отмененных с 1 января 2005 года. Почему о необходимости развития малого бизнеса сегодня так много и активно говорят? Изменилось ли что-нибудь в России в этой сфере?
- Сегодня малый бизнес, наконец-то, объявлен в числе приоритетов экономической политики государства. В каком-то смысле, это можно назвать его очередным "звездным часом". Почему "очередным"? Вспомните решения Госсовета еще в 2001-м году.
Сегодня перед страной поставлена задача роста ВВП. Сырьевые отрасли, включая газ и нефть, могут дать 3-4%, а нам нужно 7-8%. Где брать еще 3-4% роста ВВП? Как раз только за счет развития ускоренными темпами малого и среднего бизнеса!
О необходимости развития малого предпринимательства говорят уже давно, на самом высшем уровне, включают его в отдельные программы государственного развития. Однако для конкретного малого предпринимателя ситуация меняется медленно. Я бы даже сказал, что войти в бизнес и "стартовать" в нем сегодня сложнее, чем раньше. Чтобы начать свое дело и приступить к строительству автозаправочных станций, мне понадобилось получить 2250 подписей чиновников. На стадиях выделения участков, согласования проекта, государственной приемки на каждый объект - а их общим числом 15 - требуется где-то по 50 подписей. Чиновники имеют право держать у себя документ по 30 дней. Один за другим! Получается, чтобы организовать свое дело, мне потребовалось бы 188 лет! Так что те 10 лет, за которые я стал средним предпринимателем, можно назвать "крупным везением". Даже, несмотря на огромное количество затраченных сил и нервов.
- Но ведь в нашей стране малые предприниматели все же работают?
- Самое сложное здесь: не уподобиться чиновнику, не начать играть по его правилам. Ведь ни для кого не секрет, что правила чиновника - это его "борзые щенки". Меня в свое время выручило то, что я возглавляю Московскую топливную ассоциацию. Кстати, вот вам пример силы влияния объединения предпринимателей. Как бы то ни было, взятка давно стала реалией существования нашего малого предпринимателя. Однако, "покупая" себе нормальные условия работы, предприниматель должен понимать, что тем самым он отрезает себе путь к цивилизованному бизнесу. А попутно и всем тем, кто идет следом.
Аппетиты чиновников все время растут, и, в какой-то мере, "взращиваем" их мы сами. Ни о какой конкурентной среде при этом не может идти и речи. Именно благодаря присутствию чиновника на рынке появляются уродливые структуры - гигантские монополии, диктующие свои правила всем субъектам рынка. А ведь решить проблемы отечественного рыночного пространства сегодня способна только конкуренция. Справедливости ради скажу, что все же есть госслужащие, которым за их деятельность, их усилия переломить существующую ситуацию можно и нужно сказать спасибо! Но таких людей становится все меньше. Их попросту "вымывает" нахлынувшей волной недобросовестного чиновничества с "необъятными карманами".
Чиновника нужно мотивировать на предпринимательскую культуру и даже, если хотите, воспитывать! Да, нужно поднять зарплаты чиновникам. Правда, самое интересное, что они уже и сами не хотят, чтобы их зарплаты поднимались. Они уже "смотивированы", на штрафы и поборы с предпринимателей...
Если так пойдет и дальше, скоро мы будем сами уговаривать людей идти в малый бизнес.
- Какую преграду на пути развития малого бизнеса вы охарактеризовали бы как главную?
- Отсутствие внятной государственной политики в отношении малого бизнеса. Из уже упомянутых мной решений Госсовета 2001 года о развитии малого предпринимательства реально выполнен лишь "минимум". В нашей стране чиновник никогда не был заинтересован в проведении государственной политики. И идет эта "традиция" с самых верхних структур власти. Например, рынок связи, с легкой руки Леонида Реймана, сегодня принадлежит исключительно "Ростелекому". Примерно такая же ситуация и в сельском хозяйстве, с взращиванием гигантских агропромышленных холдингов. Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев считает малое фермерство надуманной и абсолютно неэффективной сферой. Нет ни одной программы для развития малого бизнеса в промышленности и у Минпромэнерго.
Так уже повелось: министерствам, как и всему государству, выгодно "играть" с крупными игроками. Но при этом сегодня нет понимания, что малый бизнес - это будущее государства, будущее качественной продукции и занятости населения. И наша власть всерьез полагает, что автомобильный или самолетостроительный концерн, производящий продукцию "за высоким забором", в состоянии обеспечить себя комплектующими "конкурентоспособного уровня" без привлечения других предприятий. Во всем мире корпорации самого разного уровня отдают заказы на субконтракт, на аутсорсинг, на огромное конкурентное поле. Проводя для малых предприятий тендеры, корпорации преследуют цель добиться конкуренции, и не только по качеству, но и по цене! И, в конечном итоге, это удачно "вписывается" в себестоимость конечного продукта. "Тойота" - один из безусловных лидеров по высоким технологиям именно благодаря своему знаменитому "хвосту дракона". А это не что иное, как "плеяда" малых предприятий, осуществляющих поставку комплектующих для концерна по субконтрактам. Нам жизненно необходима системная межведомственная конкуренция, к примеру, за уникальность проектов! А у нас за это отвечает лишь один отдел в МЭРТ. Да, малый бизнес у нас существует... Но на положении "пасынка"! Он вырван из системы хозяйствования, существует лишь в виде фрагмента. А, например, во Франции Министерство малого предпринимательства и ремесленничества координирует деятельность всех министерств и ведомств по специальному закону.
- А какие еще проблемы стоят перед нашим малым предпринимательством?
- Их предостаточно, и все они взаимосвязаны. К "барьерам" несовершенного государственного управления добавляются имущественные "мытарства" малого бизнеса. Проблемы аренды помещения, сложность с приобретением в собственность даже клочка земли, уже всем "набили оскомину". Сюда же приплюсуйте беспредел властей-арендодателей, способных увеличить стоимость аренды до 400% по сравнению с рыночной ценой. Часто это случается уже когда предприниматель сделал ремонт помещения, "прикормил" клиентов, но может быть сделано и за любое проявление нелояльности властям, и даже без видимых причин. В условиях возможности самовольного повышения арендной платы не сможет работать даже самый лучший бизнес-план!
Проблема - паразитирование "рантье" - государственных и частных!
Проблемы кредитования для самых малых предпринимателей! Сегодня спрос на микрокредиты удовлетворен примерно на 10%. Не имея собственности, предприниматели зачастую просто не имеют возможности предоставить банку залог под кредит. При том, что для любого банка малый предприниматель для кредитования и так априори самый "рискованный" рыночный субъект. Хотя статистика и показывает, что степень возврата кредитов среди малых предпринимателей на самом деле высока - на фоне 2% "невозвратов".
- Так в чем же решение всех этих проблем?
- Должен быть специальный закон. Федеральный закон о государственной политике в отношении малого предпринимательства. Где и будут четко прописаны функции всех министерств и ведомств, служб и агентств. Такой закон существует в США, в Китае, в Индии. Пусть он носит рамочный, декларативный характер. Но это закон, который даст хоть какую-то управу на чиновника и заставит его работать не на собственный карман, а на развитие российского рынка. Сегодня предприниматели ходят к чиновнику не с законом. А с цитатами Президента РФ о малом бизнесе, с указанием года и времени высказывания. Лишь прочитав эту цитату, чиновник, конечно же, скрепя сердце, поступает так, как должно поступать лицо, облеченное государственной властью, во имя интересов самого государства. А не как "поместный князек", собирающий свою десятину и наслаждающийся данной ему властью. А все по причине "недооформленности" государственной политики в виде внятного политического документа.
- И какой, по-вашему, должна быть психология современного россиянина?
- Нам надо научиться мыслить по-рыночному. И понимать, что сегодняшние проблемы надо решать. А не мириться с ними. В Китае коррупционеров расстреливали. К счастью для наших "нечистых на руку" чиновников, сегодня другое время. Да и репрессии ничего не дадут. Надо сделать так, чтобы чиновник был заинтересован не в своем кресле, а в своей работе, в результатах своей деятельности. И если сегодня государство бросает все свои силы на развитие малого предпринимательства, то пример должны подать именно наши министры. Вконец зарвавшихся чиновников надо просто гнать "поганой метлой"! От того, поменяет власть свое отношение к бизнесу или нет, зависит многое. Но сегодня над провинившимся чиновником даже нет ни одного показательного процесса.
Жизнь, как и законы мирового рынка, нам настойчиво диктует необходимость развития высокотехнологичных отраслей. Благо, наш образовательный уровень, особенно в свете сегодняшней перестройки российской образовательной системы, нам вполне это позволяет. Нужны бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные зоны. Минэкономразвития уже приступил к осуществлению этих глобальных проектов. Как это будет выглядеть в реальности, как говорится, поживем - увидим.
- Но ведь неизвестно, когда это реально заработает?
- А это не означает, что нужно сидеть и ждать, когда "тепличные" условия труда нам принесут "на блюдечке". Создавать свое будущее нам нужно уже сегодня. И огромная роль здесь должна принадлежать зарождающимся институтам гражданского общества. А для этого надо стать реальной общественной силой, объединяться и учиться отстаивать свои интересы, как это принято в мировой практике. Именно от нашей активности сегодня зависит "завтра" наших детей и будущее нашей страны. А будущее России - это развитое, цивилизованное предпринимательство, а не жизнь "в тени". Создание нового экономического слоя общества - развитого малого предпринимательства - возможно лишь при ослаблении бюрократического пресса и создании идеальной разрешительной модели вхождения в бизнес, без искусственных преград на пути предпринимателя.
Потенциал нашего человека, его подготовка, желание созидать безмерны. Ведь вспомните, Россия всегда славилась талантом своих "левшей", способных создавать уникальную, конкурентоспособную продукцию.
Если бы в каждом из министерств - в поддержку предложенному Минэкономразвития "костяку" пяти основных направлений развития малого бизнеса - сегодня были созданы свои программы. Если бы предложения-фрагменты Минэкономразвития приняли вид расширенной стратегии развития предприимчивости нашего общества. Вот тогда в конце среднесрочной перспективы результаты развития малого предпринимательства впечатлили бы нас по-настоящему!
Но если мы будем бездействовать, если не будет хотя бы показательных "порок" чиновников, ничего не изменится. Однако тенденция такова, что сегодняшняя молодежь охотнее идет в западные компании, чем старается открыть свое дело. Они не хотят наших мытарств вхождения в бизнес, они хотят понятных правил игры.
Сегодня перед нами стоит выбор: чиновник, работающий на развитие малого бизнеса, или коррупционер, активно вскармливаемый нашим же "братом"-предпринимателем. Если мы выберем второе - или нам "помогут" это сделать наше бездействие и общественная пассивность! - то вымирание подвида "малый предприниматель" станет лишь вопросом времени.
Беседовала М.Д. Бояринцева,
корреспондент журнала
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", N 5, май 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ"
Учредитель ООО "Источник-книга".
Издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N 77-11759 от 04.02.2002.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58, 482-09-47
E-mail: public@delo-press.ru