Воронеж - город заботливых налоговиков
Налоговые службы Воронежа ратуют за культуру общения, поэтому первый и основной принцип их работы - плательщик всегда прав. Несмотря на то что общение чаще сводится к переписке по электронной почте.
Знакомство с городом
Если вы никогда не были в Воронеже, вы не сможете почувствовать ту удивительную атмосферу, те спокойствие и размеренность, царящие в городе. Местные жители называют Воронеж вторым Киевом, потому что на его улицах, как и на улицах украинской столицы, очень много цветущих каштанов. Здесь вы никогда не потеряетесь, так как все "стратегические объекты", будь то банк России или УФНС, находятся в центре города.
Вообще город имеет свою давнюю историю. Официальной датой его рождения историки называют 1585 год. Однако есть и вторая - это 1696 год, когда по приказу Петра I на воронежских верфях был построен первый российский флот.
На протяжении многих лет воронежская область считалась южным форпостом Российского государства, защищала от набегов вражески настроенных соседей. Одно время Воронеж фактически играл роль столицы и был центром важнейших событий в истории России. Здесь жил Петр со своим двором, здесь же располагались представительства европейских стран.
Сегодня этот красивый город населяют почти два миллиона жителей. Он поделен притоком Дона - рекой Воронеж (теперь уже водохранилище)- на правый и левый берега. Левый берег - это в основном жилой район с промышленными точками, а правый - это историческое основание города, его памятники и его гордость.
Хотелось бы отметить еще одно качество Воронежа - его гостеприимность. Именно с этим нам пришлось столкнуться в первые минуты стояния на воронежской земле. На вокзале, прямо у поезда, нас встретили представители власти, после чего наш фотограф оказался в отделении милиции. Как выяснилось позже, в городе проходила антитеррористическая кампания "Вихрь". К счастью, для нас все закончилось благополучно, и фотографа отпустили.
Дела управы
Продолжили знакомство с властными структурами мы в УФНС по Воронежской области и г. Воронежу. И прежде всего я решила выяснить, что же входит в перечень функциональных обязанностей УФНС по Воронежской области и г. Воронежу. А помогла мне в этом начальник отдела работы с налогоплательщиками и СМИ Светлана Тыняная.
- Основной функцией УФНС являются контроль за начислением налогов, регистрация предпринимателей и юридических лиц, выдача свидетельств, информирование граждан об изменениях в налоговом законодательстве. Совсем недавно перечень пополнился еще одной функцией - осуществление процедуры банкротства в случае, если плательщик несостоятельный.
- Какую же роль в данном случае играет УФНС? - поинтересовалась я.
- Если, например, предприятие является недоимщиком с большой задолженностью, которую он не в состоянии погасить, инициируется процедура банкротства. То есть мы следим за делами недоимщика, участвуем в судебных разбирательствах и представляем свою информацию для признания банкротства. И соответственно в наши обязанности входит ликвидация юридических лиц и предпринимателей как по причине банкротства, так и по их собственному желанию.
Светлана Леонидовна призналась мне, что недоимщиков, конечно, много. И бывает, что часто организации остаются без руководящего состава, тогда как последние открывают новые фирмы.
- Известно, что не так давно, а именно в прошлом году, активно прошел процесс модернизации. Как он отразился на работе вашего управления?
- После завершения процесса модернизации с 2002 по 2004 год из 41 инспекции осталось 17. Из них шесть городских, остальные межрайонные, которые объединяют от двух и максимум до четырех районов. Конечно, прошли массовые сокращения персонала. Но все равно не хватает специалистов, которые занимались бы банкротством, потому что деятельность эта все-таки специфичная.
Вербальное общение налоговиков
Но и это не основная проблема. Самое главное у инспекторов - общение с физическими лицами, что немаловажно. Ведь с фирмами гораздо проще дело иметь, так как они более подготовленные и образованные. Поэтому УФНС как главная контролирующая организация, по рассказам Светланы Леонидовны, осуществляет методическую работу, контрольную работу, организует проверки, проводит семинары со специалистами как по городу, так и по области.
- Как бы то ни было, несмотря на серьезную работу с плательщиками, всегда есть те, кто останется недоволен, а отсюда судебные разбирательства и все вытекающие последствия, - этот вопрос я также попросила прокомментировать Светлану Леонидовну.
- Плательщики жалуются обычно на наши действия. Но здесь есть и нюансы в законодательстве. Например, по тому же Налоговому кодексу мы обязаны обеспечить фирмы и предпринимателей формами деклараций бесплатно. Декларация - 30 листов, а предпринимателей 64 тысячи. Бывает, что и до суда дело доходит. Часто жалуются на бесконечные очереди, хотя чаще всего это связано с неустроенностью многих инспекций. Есть небольшие инспекции, как, например, в здании администрации города, там два этажа, маленькие кабинеты и узкие коридоры, а есть инспекции с оборудованными операционными залами. Например, инспекция по Коминтерновскому району - крупная инспекция, где отчитываются порядка пяти тысяч налогоплательщиков. Там есть очень хороший операционный зал.
- Наверное, гораздо удобнее и приятнее общаться в этом случае с плательщиками через интернет. Сейчас это уже самая распространенная практика, - поинтересовалась я.
- Да, конечно, - начала Светлана Леонидовна, - внедрили эту технологию два года назад. И мы постепенно подготовили инспекции, заключили соответствующие договора. Так что теперь плательщики сдают отчетность через интернет. Также через интернет мы информируем плательщиков, рассылаем нормативные документы, выдаем различного рода справки и акты сверок делаем. Таким образом, нет необходимости выезжать в область, особенно когда документы можно переслать с электронно-цифровой подписью. Банки также представляют сведения об открытых и закрытых счетах посредством интернета с электронно-цифровой подписью.
Работа согласно кодексу
Во время интервью со Светланой Тыняной была упомянута крупная инспекция по Коминтерновскому району, куда я и отправилась сразу после нашего разговора.
В инспекции с нами любезно согласилась побеседовать заместитель руководителя инспекции по Коминтерновскому району Наталья Рогачева.
- В первую очередь, - строго подчеркнула Наталья Алексеевна, - мы работаем в соответствии с Налоговым кодексом. Если раньше, к примеру, налоговая декларация в была в двух листах, было меньше проблем и проверок, сейчас же 36 листов, ЕСН на 7, НДС на 11. Документы стали объемными, часто меняются, только люди привыкнут к одним формам, не успеют прийти, все уже новое. После чего и нам тяжело.
Проблемы областного масштаба
Будучи еще в УФНС, нам сообщили, что в Воронеже и по Воронежской области проходили массовые проверки ФНС. И я все-таки рискнула отправиться в небольшой город Лиски, который находится в полутора часах езды от Воронежа, где располагается межрайонная инспекция N 11. Правда, нам не удалось застать начальника по работе с налогоплательщиками, и с нами любезно согласилась побеседовать начальник отдела камеральных проверок Ирина Соловьева. Первый вопрос, которым я озадачила Ирину Александровну, был следующий:
- Как вам работается с бухгалтерами?
- Претензии возникают в основном со стороны бухгалтеров крупных предприятий, где внушительный документооборот и довольно сложная процедура оформления. Жалуются на частые поправки в Налоговый кодекс. Особенно если меняется форма декларации, а сдавать через 2-3 дня. Мы-то требуем по новой форме, а они несут по старой.
- Вообще, - похвасталась Ирина Александровна, - у нас с плательщиками отработана цепочка действий. Если он предоставляет декларацию, то знает, что нужны документы на подтверждение льготы, если декларация на НДС, то он готовит документы на проверку. А еще многие говорят, что у нас хороший операционный зал.
Как и в городской инспекции Воронежа, в городе Лиски не хватает специалистов. Последствия структурной модернизации оказались довольно парадоксальными. Инспекции объединили и темпы сдачи ускорены, а людей все равно катастрофически не хватает. Зачастую сотрудники инспекций работают без выходных, а то и берут работу на дом. Не спасает положение даже то, что часть работы автоматизирована там, где отчетность представляется в электронном виде.
- Однако проверку документов сделать автоматизированно нельзя, сделать ее может только человек, вручную, - объяснила мне Ирина Александровна, - на что требуется дополнительное время. Да и все равно объяснение некоторых рабочих нюансов происходит напрямую с бухгалтерами.
- Как же выходите из положения, как выполняете план? - поинтересовалась я.
- План стараемся выполнять любыми путями: предпринимаем выездные проверки, "камералим", изыскиваем резервы, анализируем причины неуплаты - другого выхода просто нет. Как раз к теме разговора - недавно прочитала в прессе, что план у налоговых инспекций снимут. Я с этим полностью согласна. Ведь как можно довести план инспекции, если крупный плательщик, к примеру, делает реконструкцию и от него не поступает платежей. Выходит, что мы не выполняем план. Нас наказывают за это, ругают.
Желание плательщика - закон
Позже к беседе присоединилась начальник отдела по работе с налогоплательщиками межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 11 по Воронежской области Галина Попченкова. Мне даже не пришлось задавать вопросы, так как Галина Михайловна оказалась очень приятным и общительным человеком и сама начала рассказывать о наболевшем.
- Самое трудное, - пожаловалась Галина Михайловна, - это работать с людьми. У нас начальник за культуру общения, придерживается принципа "Плательщик всегда прав". Ведь каждому надо объяснить и разъяснить даже самую элементарную вещь. И в связи с этим мы проводим семинары, в зале выставляем стенды, развешиваем плакаты с информацией по заполнению документов. Но вопросы возникают в любом случае, переспрашивают по нескольку раз. Вот например, с нового года начались возвраты деклараций по НДФЛ вследствие невнимательного заполнения. Основная проблема в том, что все плательщики любят откладывать отчетность на последний день и все приходят 20-го числа - в день сдачи. Мы всяческими способами и методами пытались на них воздействовать, но менталитет, наверное, такой - оставлять все на последний день. По роду службы начальнику отдела приходится выходить самой в операционный зал и помогать своим сотрудникам принимать отчетность. Обычный график работы с восьми до пяти для инспекции N 11 не существует. До пяти принимают плательщиков, в дни отчетности принимают и до шести. У сотрудников инспекции нет никакого морального удовлетворения от работы, низкая зарплата. Работа держится на одном энтузиазме, - с досадой заявила Галина Михайловна.
- На что же жалуются плательщики у вас? - рискнула спросить я.
- А плательщики жалуются на частые поправки в Налоговый кодекс и на очереди, которые сами же создают, - рассказывала Галина Михайловна. - А мы в свою очередь проблему плательщика никогда не пускаем на самотек. Если в зале плательщик не может решить какой-либо вопрос, идет ко мне, если я не могу его решить, он идет к руководству. А что касается поправок в Налоговый кодекс, то очень часто меняются и формы, и об изменении ставят в известность прям перед фактом. Последний раз было по НДС.
- Без юмора в налоговой просто не выжить. Если собирать все письма, присланные бухгалтерами, то можно смело отсылать их перлы в юмористический журнал. А мы обязаны на каждое письмо отвечать, - улыбаясь, говорила Галина Михайловна.
Союз единомышленников
В Воронеже существует и действует региональный союз предпринимателей "Опора". Создан он был в 2001 году и собрал под свое крыло большое количество малых предприятий. На протяжении пяти лет "Опора" успешно справляется со своими обязанностями: защищает и поддерживает малое предпринимательство.
Об уровне развития малого предпринимательства в Воронеже и его области хорошо говорят цифры: если в 2001 году количество предпринимателей в Воронеже равнялось 140 тысячам человек и на их деньги создавалось 6 процентов бюджета, то по итогам 2004 года доля предпринимателей составила 17 процентов, а их количество возросло до 400 тысяч человек.
- Мы впервые в России внедрили единый закон на вмененный доход, - похвастался председатель правления Воронежского регионального союза предпринимателей Сергей Наумов. - Специальная комиссия работала над этим проектом восемь месяцев. Так что после принятия закона все предприниматели стали платить в 2,5 раза меньше, а область стала получать в 3,5 раза больше налогов.
Традиционно сложилось, что всяческие преграды предпринимателям создают контрольно-проверяющие службы. Как происходит взаимодействие у вас с ними? - спросила я.
- Очень сильно доставали контрольно-проверяющие службы. В первую очередь был проведен анализ документов, на основании которых они могут нас проверять. Одной из поставленных задач на тот момент была - заставить эти службы работать по 34-му Федеральному закону. На территории нашей области находятся 64 контрольно-проверяющие службы. Все они дублируют друг друга. Мы выявили наиболее активных (около десяти) и начали проводить встречи, на которых даже присутствовал губернатор. Встречи проходили бурно - вплоть до криков и ругани. Но в результате решено было выпустить закон, разграничивающий полномочия проверяющих.
- А с налоговиками тоже боретесь?
- Нет, наоборот, мы всегда приводим в пример налоговую службу, у которой четко все расписано. Налоговая сообщает, что у вас плановая проверка, и еще и советуется, когда лучше прийти - в июне или в сентябре. Чего нельзя сказать о милиции.
Генеральный директор ООО "Техносистем" Николай Горюшин, который тоже входит в состав предпринимательского союза "Опора", придерживается другого мнения:
- Подход нашей налоговой системы чисто фискальный - если что-то найдут, то зацепятся и снимут штраф. Одно дело, когда идет проверка, а другое дело, когда намеренно приходят для того, чтобы оштрафовать. Я слышал, что где-то на Западе налоговый инспектор приходит и спрашивает, что у вас не так, и советует, что нужно поправить, и только если не поправили, то понесете наказание. Естественно, к нам приходят часто и не предупреждают.
Хождение по кабинетам
Для того чтобы выяснить, с какими трудностями сталкиваются современные предприниматели, союз "Опора" проводил анкетирование своих подопечных. Результаты выявили ряд негативных моментов, которые стопорят деятельность фирм и предпринимателей, на что надо обратить внимание прежде всего.
- Одна из основных задач, которая потребовала рационального решения, - это регламентировать работу чиновников. Но к сожалению, осуществлению задач препятствует бюрократический аппарат, который и создает препоны. Например, унитарные предприятия - МУПы и ГУПы. Чтобы получить какой-нибудь разрешительный документ, человек должен собрать 30-40 подписей тех людей, которые получают зарплату от предпринимателей. Только в Воронеже 178 ГУПов. Три из них прибыльные, остальные убыточные, но ставят подписи абсолютно все. Поэтому основная задача: ликвидировать эти учреждения. Город получит около 30 процентов от существующей прибыли.
С председателем "Опоры" согласен и Николай Александрович, который высказал следующее мнение:
- Первая, и одна из самых важных проблем у предпринимателей на сегодняшний день заключается в том, что мы не можем реализовать в нашем городе принцип единого окна. Регистрация документов сопровождается многочисленным хождением по кабинетам. Вторая, но не менее важная, - это борьба с монополистами. Электроэнергия, газ - те же самые МУПы. Нужны типовые договоры, в которых бы четко были прописаны права и обязанности обеих сторон.
"ЭКЛЗация" страны
Нам удалось поговорить с еще одним союзником "Опоры" - Денисом Новиковым. Находясь в составе воронежского регионального объединения, он занимается тем, что следит за развитием рынка контрольно-кассовых машин, помогает фирмам уходить от возможных казусов, защищает от произвола чиновников, налоговых инспекций и других служб. Хотя бывает, что и наоборот, защищает налоговые инспекции от произвола предпринимателей.
- Держим руку на пульсе происходящих сегодня событий в сфере ККМ, так как лихорадит эту сферу очень сильно, - признался Денис Валерьевич.
Денис прокомментировал положение воронежских предпринимателей в связи с введением 1 октября 2004 года контрольно-кассовых аппаратов с новым устройством - электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ), или, как говорят бухгалтеры, страну охватила проблема "ЭКЛЗации".
- На сегодняшний день на рынке огромный дефицит этих устройств. Хотя есть квоты, в среднем 40 тысяч устройств по всей России, что абсолютно не удовлетворяет спрос. Эта квота распространяется как на завод - изготовитель ККМ, так и на центры техобслуживания в регионах. Стоимость блока - в среднем 220-250 долларов США в зависимости от региона. Заменить аппарат по гарантии или установить новый в регионах огромная проблема, в принципе, как и в Москве. Причем устройства недоработаны, о чем заявляют сами представители завода-изготовителя. Оно может как самопроизвольно завышать, так и самопроизвольно занижать суммы с шестью нулями. Из 120 устройств ломается 8. Да и следить за выручкой в принципе невозможно - налоговые инспекции не могут с ними работать по причине отсутствия специальной аппаратуры, чтобы снять данные с этих ККМ.
Денис считает, что ЭКЛ3 навязали насильно. ГМЭК - Государственная межведомственная комиссия по ККМ утверждала госреестр в России, а ровно перед закрытием задним числом она внесла дополнения и поправки на то, что с 1 сентября одни кассовые аппараты уходят, а новые приходят на рынок. Комиссию расформировали, реестр задним числом приняли, и появились новые кассы.
- И какое решение вы видите в данном случае?
- Мы анализировали ситуацию с ЭКЛЗ с той позиции, чтобы это не коснулось тех, кто сидит на вмененном налоге. Нужно дать возможность работать людям на старых кассовых аппаратах. Даже если они скрывают выручку по кассе, она не несет для них никакой смысловой нагрузки.
А. Германова
"Расчет", N 7, июль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru