Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 мая 2005 г. N КА-А41/4430-05
(извлечение)
Решением от 27.01.05 Арбитражного суда Московской области удовлетворено заявление Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ ПФ РФ N 5, заявитель) о признании решения Межрайонной Инспекции МНС России N 13 по Московской области (в настоящее время МРИ ФНС России N 13 по Московской области, далее - Инспекция) от 01.11.04 N 13 недействительным в части уплаты земельного налога за 2003 г. в сумме 208532,8 руб., за 2004 г. в сумме 229386,14 руб., штрафа 20% от суммы неуплаченного земельного налога в размере 21527,88 руб., пени в сумме 3189 руб.
При этом суд исходил из того, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, являясь государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органов власти и управления, и, кроме того, в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации они относятся к бюджетным учреждениям, осуществляющим социальную защиту населения. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что согласно п. 14 ст. 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы не являются плательщиками земельного налога.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в том числе п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю", поскольку, по мнению Инспекции, Пенсионный фонд и его региональные органы в соответствии с Указами Президента РФ N 867 от 17.05.00 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и N 314 от 09.03.04 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" не отнесены к органам государственной власти и управления и, следовательно, должны уплачивать земельный налог в общем порядке.
Представителем ГУ ПФ РФ N 5 представлен письменный отзыв на кассационную жалобу, против приобщения которого представитель Инспекции не возражал.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить письменный отзыв на жалобу к материалам дела.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителя ГУ ПФ РФ N 5, возражавшего против отмены обжалуемого судебного акта по изложенным в нем и письменном отзыве на жалобу основаниям, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, принимая решение, со ссылкой на Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П пришел к правильному выводу о том, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением (части первая и вторая пункта 1). При этом Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности, следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, и такие полномочия по смыслу Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти; Пенсионный фонд Российской Федерации, образуя единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, осуществляет свои полномочия на местах через территориальные управления.
Кроме того, статьями 143, 144 БК РФ определено, что Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенными для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности и т.д.
В соответствии со ст. 161 БК РФ Пенсионный фонд относится к бюджетным учреждениям. Деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации финансируется из государственного фонда, относящегося, в силу ст. 10 БК РФ, к бюджету 1-го уровня как и федеральный бюджет.
Кроме того, заявителю присвоен код статистики N 15013, который, согласно Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления ОК 006-93, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 30.12.93 N 294 (с изменениями), соответствует другим организациям федерального уровня, входящим в структуру органов государственной власти и управления.
Поскольку в п. 14 ст. 12 Закона "О плате за землю" указано, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, вывод суда первой инстанции о том, что на Управление Пенсионного фонда распространяется действие указанной нормы является правомерным.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьями 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Руководствуясь статьями 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27.01.2005 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-24076/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС N 13 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 мая 2005 г. N КА-А41/4430-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании