Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 июня 2005 г. N КА-А40/4569-05
(извлечение)
Постановлением Федеральной антимонопольной службы от 25 октября 2004 г. ОАО "Сберегательный банк Российской Федерации" привлечено к административной ответственности по ст. 19.8 КоАП РФ к штрафу в размере 500000 руб. за непредставление в антимонопольный орган уведомления о заключении по результатам тендера, состоявшегося 2 июня 2004 г., соглашений о сотрудничестве с ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант", от 12.08.04 N 46/04/31; ОАО "Капиталь страхование" от 06.08.04 N 46/04/22; ЗАО "Московская акционерная страхования компания" от 06.08.04 N 46/04/25; ОАО "Альфа Страхование" от 11.08.04 N 46/04/28; ОАО "Военно-страховая компания" от 12.08.04 N 46/04/25; ООО "Группа Ренессанс Страхование" от 12.08.04 N 46/04/90; ОАО "Ингосстрах" от 24.08.01 N 40/04/33; ОАО "Страховое общество газовой промышленности" от 24.08.04 N 46/04/23; ГП ХМАО "Государственная страховая компания "Югория" от 05.08.04 N 46/04/20; ОАО "Российская государственная страховая компания" от 06.08.04 N 46/04/24; ОАО "Российское страховое народное общество "РОСНО" от 11.08.04 N 46/04/27.
ОАО "Сберегательный банк РФ" оспорило указанное постановление в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27 декабря 2004 г., оставленным без изменения постановлением от 28 февраля 2005 г. N 09АП-1021/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-61206/04-92-540, заявленные требования удовлетворены.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Сбербанк России" не нарушил ст. 8 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в связи с чем его действия не содержат состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.8 КоАП РФ.
Арбитражный апелляционный суд исходил из того, что Сбербанк обязан был в силу вышеназванного закона предоставить в антимонопольный орган уведомление о заключенных соглашениях. Однако, неисполнение этой обязанности не образует состава правонарушения по ст. 19.8 КоАП РФ, поскольку административная ответственность наступает только за непредоставление в антимонопольный орган уведомлений, когда такое предоставление является обязательным.
По мнению арбитражного апелляционного суда, такая ответственность установлена только с 20.08.04 Федеральным законом N 114 ФЗ "О внесении изменений в КоАП РФ".
Состоявшиеся по делу судебные акты в кассационном порядке обжаловала Федеральная антимонопольная служба России. В жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового решения в связи с неправильным толкованием и применением судами ст. 19.8 КоАП РФ и Закона N 117 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
В заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы. Представитель Сбербанка России возражал против.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, выслушав представителей антимонопольного органа и Сберегательного банка России, их доводы и соображения, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, находит, что решение и постановление по делу N А40-61206/04-92-540 подлежат отмене в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права, с вынесением по делу нового решения, которым в удовлетворении требований ОАО "Сберегательный банк Российской Федерации" о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы от 25.10.04, которым Сбербанк привлечен к административной ответственности по ст. 19.8 КоАП РФ отказать.
При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Как усматривается из обстоятельств дела, предметом оспаривания является постановление Федеральной антимонопольной службы от 25.10.04 о привлечении Сбербанка к ответственности по ст. 19.8 КоАП РФ за непредоставление в антимонопольный орган уведомления, предусмотренного ст. 8 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в соответствии с которым финансовые организации обязаны направлять уведомление в Федеральный антимонопольный орган обо всех заключенных в любой форме соглашениях между собой, с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, любыми юридическими лицами в порядке, предусмотренном Законом, за исключением соглашений финансовых организаций, имеющих долю на рынке финансовых услуг менее 10%.
Кассационная инстанция соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что ОАО "Сбербанк России", имея долю на рынке финансовых услуг более 10%, обязан был направить в антимонопольный орган уведомление о заключении вышеперечисленных соглашений, однако нарушило Закон.
Вместе с тем, по мнению кассационной инстанции, выводы арбитражного апелляционного суда о том, что КоАП РФ и, в частности, ст. 19.8 Закона не предусматривает ответственность за непредоставление уведомления ошибочны по следующим основаниям.
С момента принятия Кодекса Российской Федерации "Об административных правонарушениях", редакция ст. 19.8 КоАП неоднократно менялась, но ответственность за непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, предусмотренный антимонопольным законодательством, оставалась всегда. Такая ответственность была предусмотрена и на момент заключения Сбербанком соглашений с коммерческими организациями о сотрудничестве.
Поэтому Сбербанк РФ как финансовая организация обязан был выполнить требования ст. 8 ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", что сделано не было.
Обязанность Сбербанка по исполнению закона могла быть выражена в любой форме: в форме подачи уведомления, сведений, информации и т.д., но эта обязанность на Сбербанке сохранялась.
Различная терминология этой обязанности и ответственности, установленная ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и ст. 19.8 КоАП РФ в данном случае значения не имеет и не освобождает Сбербанк от ответственности.
Поскольку арбитражный апелляционный суд, установив факт нарушения Сбербанком вышеназванного Закона, неправильно истолковал норму ст. 19.8 КоАП РФ, предусматривающего ответственность за нарушение этого Закона и согласился с выводами суда первой инстанции, принятые по делу судебные акты не могут быть признаны правильными и подлежат отмене с отказом в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 декабря 2004 г. и постановление от 28 февраля 2005 г. N 09АП-1021/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-61206/04-92-540 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Сбербанк России" о признании незаконным и отмене постановления Федеральной антимонопольной службы от 25.10.04 о нарушении таможенного законодательства отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2005 г. N КА-А40/4569-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании