Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 июня 2005 г. N КА-А40/5210-05
(извлечение)
Международный Фонд духовного единства Российских народов обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ N 17 по СВАО г. Москвы от 30 декабря 2003 года о доначислении недоимок по налогу на прибыль в сумме 699 360 руб., по налогу на добавленную стоимость в сумме 247 249 руб, по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 13 941 руб., по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 1 970 руб., по земельному налогу в сумме 83 000 руб., а всего на сумму 1 045 520 руб. и о наложении штрафных санкций в сумме 205 968 руб. 60 коп и пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 424 527 руб. 71 коп.
Решением суда от 25.01.2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 04.04.2005 решение суда отменено.
В удовлетворении требований Международного Фонда духовного единства Российских народов о признании недействительным решения ИМНС РФ N 17 по СВАО г. Москвы от 30.12.2003 в части доначисления налогов - 699 360 руб. - на прибыль, 247 249 руб. - на добавленную стоимость, 13 941 руб. - на пользователей автомобильных дорог, 1 970 руб. - на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, 83 000 руб. - земельного налога, соответствующих пеней и штрафных санкций отказано, ссылаясь на недобросовестность налогоплательщика, выразившуюся созданием видимости работы, недоказанность проведения мероприятий социального назначения и доказательства, подтверждающие расходование поступивших денежных средств только на содержание сотрудников Фонда.
Законность и обоснованность постановления суда проверяется в порядке ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой МФДЕРН, в которой он просит постановление суда отменить, оставить в силе решение суда от 25.01.2005, поскольку апелляционный суд неправильно применил нормы налогового и земельного законодательства, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены постановления суда не имеется.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку исследованным доказательствам, доводам сторон, правильно применил нормы налогового законодательства, регулирующего спорные отношения, принял законное и обоснованное постановление.
Как видно из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка Международного фонда духовного единства российский народов по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период 2000 г., 2001 г., 2002 г., по результатам которой составлен акт N 289 от 8 декабря 2003 года (т. 1 л.д. 24-34), а на основании акта и возражений Фонда по акту выездной проверки 30 декабря 2003 года принято решение N 219 (т. 1 л.д. 40-56), в соответствии с которым на Международный фонд духовного единства Российских народов наложен штраф в сумме 207 123 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 429 026 руб. и предложено доплатить налоги в сумме 1 053 218 руб.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве такой цели и распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждении, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Согласно ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом для целей Кодекса признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Из исследованных документов усматривается, что фондом велась работа по имитации деятельности фонда согласно Уставу и статусу, что подтверждается документами, свидетельствующими о намерении проводить конференции, совещания, благотворительные вечера т.д., однако письменных доказательств, документов, подтверждающих фактическое исполнение намеченных планов, не представлено, отсутствуют протоколы совещаний, конференций, документы, подтверждающие участие приглашенных лиц.
Вывод суда о том, что платежные ведомости за периоды 2000-2002 года свидетельствуют о получение заработной платы только сотрудниками Фонда. Единственная сумма, направленная на социальные цели - организация мероприятия для ветеранов ВОВ в размере 11 000 руб. была потрачена на приобретение продуктов на оптовом рынке (акт от 14.04.2000). Документов, подтверждающих фактическое расходование средств, не представлено (кассовые чеки, приходные ордера).
Документов, подтверждающих проведение встречи ветеранов района "Ростокино", (приглашение, уведомление о встрече, список приглашенных, количество ветеранов, протокола встречи) в материалах дела не имеется.
Предоставленные документы (штатное расписание, расшифровка расходов Фонда) свидетельствуют о том, что все собираемые средства поступают только на содержание сотрудников и помещений Фонда, что подтверждается платежными поручениями на оказание "Финансовой помощи". Фактически же денежные средства направлялись на собственное содержание структуры Фонда - коммунальные платежи, вывоз мусора, заработную плату сотрудникам.
В соответствии с подп. 6 и подп. 9 п. 4 ст. 12 ФЗ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 к образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов: учреждения дополнительного образования, другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. В соответствии с п. 6 ст. 33 ФЗ "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 26 ФЗ "Об образовании" к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).
В соответствии с п. 1.2 Положения о Воскресной школе Воскресная школа образовательной работы не ведет. Занятия в школе являются одним из видов трудовой деятельности и трудового воспитания молодежи. Представители заявителя в судебном заседании пояснили, что школа не предоставляет дополнительного образования и не относиться к учебному заведению.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 63 Трудового кодекса Российской Федерации регулирует возраст, с которого возможно участие в трудовых отношениях.
Является обоснованным довод налогового органа о том, что фондом при проверке не были представлены документы, подтверждающие обоснованность расходов направленных на функционирование Воскресной школы, в которой, согласно представленным документам, обучаются дети. Не было представлено никаких документов, подтверждающих правомерность трудовой деятельности детей (заявление родителей и согласие органа oпeки и попечительства, план - предусмотренный Положением о школе), лицензия, в соответствии с которой налогоплательщик занимается образовательной деятельностью.
Таким образом, ссылка заявителя на то, что часть денежных средств направлялась на финансирование деятельности Воскресной школы фонда, неправомерна, т.к. не подтвержден вид и порядок деятельности Школы, а также правомерность расходов, направляемых на деятельность Школы. Фондом также не предоставлен список сотрудников Фонда.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Фондом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается. Не представлены документы, указанные в п. 3.4 Положения о школе.
Правомерно не принято во внимание утверждение заявителя о том, что одной из задач фонда является активное участие в развитии неправительственных связей между народами России и их диаспорами в других странах мира, содействие развитию связей и отношений между учеными деятелями литературы, искусства, военнослужащих, церкви и бизнесменов, участие в формировании духовных ценностей народов России через СМИ, широкое участие в отечественных и международных экологических, научно-исследовательских и других гуманитарных и благотворительных программах, изучение и распространение мирового опыта по вопросу взаимодействия различных типов культур в условиях освоения передовых технологий.
Представленные приглашения не получили документального подтверждения о проведенных мероприятиях.
Кроме того, разработка концепции национальной политики государства не входит в уставную деятельность Фонда и не относится к сфере некоммерческих организаций.
Денежные средства, поступавшие на расчетный счет МФДЕРН в проверяемом периоде не являлись износом учредителей, поскольку поступали от организаций, не являющихся учредителями Фонда. В платежных поручениях, плательщиком средств указано назначение платежа: за услуги (маркетинговые, связи), за электроэнергию, финансовую помощь, документов, подтверждающих, что перечисленные денежные средства являлись пожертвованием пли благотворительным взносом ни в ходе проведения проверки, ни в судебное заседание не представлено. Таким образом, оснований для признания поступивших средств в качестве поступления от учредителей (участников) или добровольных имущественных взносов и пожертвований не имеется.
В проверяемом периоде по данным банковских выписок и платежных поручений МФДЕРН получил денежные средства от организаций за коммунальные услуги (связи, электроэнергии) и за маркетинговые услуги. Фондом не были представлены на проверку договоры и акты выполненных работ, связанные с получением данных денежных средств: 2000 год - 157 605 руб., в том числе НДС - 26 267 руб. 2001 год - 840 731 руб., в том числе НДС - 140 122 руб., 2002 год - 438 238 руб., в т.ч. НДС - 73 049 руб.
Налоговым органом правомерно установлено, что с полученных денежных сумм налоги не исчислялись и не уплачивались.
Согласно статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Статьей 39 Налогового кодекса Российской Федерации определено: реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Данное нарушение повлекло занижение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Согласно представленных для проведения проверки документов, все расходы МФДЕРН направлены на осуществление уставной деятельности и не связаны с коммерческой деятельностью фонда.
В бухгалтерском учете фонда произведенные расходы отражены по Дт. сч. 96 "Целевое финансирование" (в 2000 г., 2001 г.), по Дт. Сч. 86 "Целевое финансирование" в 2002 году. Документы, подтверждающие, что произведенные расходы были направлены на получение прибыли МФДЕРН при осуществлении коммерческой деятельности не представлены.
Таким образом, в проверяемом периоде, расходы, относящиеся к себестоимости оказанных услуг в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов", утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с учетом действующих в проверяемом периоде изменений и дополнений) в 2000-2001 г., и расходы, уменьшающие полученный доход при исчислении налога на прибыль в 2002 году в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) "объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренной настоящей статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимости продукции (работ, услуг)".
С 1 января 2002 года при исчислении налога на прибыль необходимо руководствоваться главой 25 части второй Налогового кодекса, введенной в действие Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ. Согласно статье 247 главы 25 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В проверяемом периоде на расчетные счета МФДЕРН поступали также денежные средства от организаций в виде финансовой помощи. МФДЕРН в ходе проведения проверки не представил документы, подтверждающие, что поступившие денежные средства перечислены на благотворительные цели (отсутствуют договора с инвесторами, отчеты об использовании поступивших средств). Представленные документы подтверждают, что все полученные средства направлялись на содержание аппарата Фонда и его обслуживание.
Имеющиеся в материалах дела доказательства не свидетельствуют о перечислении денежных средств в виде финансовой помощи. Характер платежей и его суммы свидетельствуют о ежемесячной оплате коммерческими организациями услуг, оказываемых Фондом: арендные платежи за пользование помещением и т.д.
В соответствии со ст. 1 Закона под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно представленным Положениям о сотрудничестве Фонд предоставляет "Подразделению" помещение для осуществления деятельности, обеспечивает телефонной связью, и так далее.
В тоже время, "Подразделение" неукоснительно исполняет распоряжения Фонда, правила внутреннего распорядка, за несоблюдение "Подразделение" исключается из коллективных членов и немедленно освобождает помещение без каких-либо претензий. Запрещено производить какие-либо перепланировки в занимаемых помещениях, соблюдает правила эксплуатации помещений (санитарные, пожарные т.д.).
При этом оплата фактически занимаемых помещений производилась под видом оказания ежемесячной финансовой помощи.
Кроме того, вступившим в законную силу решением N А40-20252/97-83-81 от 04.09.1997 договор аренды был расторгнут.
В соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Кроме того, налоговым органом правомерно установлен, что МФДЕРН арендовал в соответствии с договором от 01.01.1992 N 47 нежилое помещение в зданиях, являющихся федеральной собственностью, расположенных по адресу: г. Москва, ул. В. Пика, д. 4, стр. 2. Общая площадь сдаваемых в аренду помещений - 3710 кв.м. Срок действия договора до 01.02.2017.
В соответствии с договором от 14.11.2002 N 01-30/1056 арендует федеральное недвижимое имущество, находящееся на территории города Москвы и закрепленного за Государственным унитарным эксплуатационным предприятием "Эфес" нежилые помещения по адресу: г. Москва, ул. В. Пика, д. 4, стр. 2 площадью 604,2 кв.м. Срок действия договора до 15.04.2007.
На основании ст. 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, облагаются ежегодным земельным налогом.
Согласно ст. 6 Закона г. Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" (с изменениями и дополнениями) юридические и физические лица, обладающие соответствующими вещными правами или правами аренды (субаренды) на расположенные на неделимом земельном участке здания, сооружения или помещения в них, платят регулярные земельные платежи исходя из расчетных земельных площадей, равных произведению площади земельного участка и доли общих площадей (объем), занимаемых этими лицами помещений от соответствующей общей площади (объема) помещений на данном участке.
Таким образом, МФДЕРН должен уплачивать земельный налог. За проверяемый период земельный налог не начислялся и не уплачивался. В предыдущем акте выездной налоговой проверки от 09.08.2000 N 137 также было установлено нарушение по земельному налогу (налог не начислялся и не уплачивался).
Согласно ст. 654 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды здания или сооружения должен предусматривать размер арендной платы. Установленная в договоре аренды здания плата за пользование зданием или сооружением включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 4 Закона г. Москвы от 16 июля 1997 года N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве" (с изменениями и дополнениями) формами платы за землю в городе Москве являются земельный налог и арендная плата за землю. Статьей 10 данного закона установлен порядок и сроки внесения платежей земельного налога или арендной платы в бюджет.
Таким образом, в г. Москве установлено, что пользователи земельными участка лишь земельный налог или арендную плату за пользование землей уплачивают не в составе арендной платы, а в виде самостоятельных платежей. Следовательно, МФДЕРН, в соответствии с Законом г. Москвы от 16 июля 1997 года N 34 "Об основах платного землепользования в г. Москве".
Пунктом 2 ст. 652 Гражданского кодекса Российском Федерации предусмотрено, что если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением.
Таким образом, документом, удостоверяющим право собственности, владения или пользования земельным участком, в этом случае может служить договор аренды имущества.
Установленная в договоре аренды здания или сооружения плата за пользование зданием или сооружением согласно п. 2 ст. 654 Гражданского кодекса Российской Федерации включает плату за пользование земельным участком, на котором оно расположено, или передаваемой вместе с ним соответствующей частью участка, если иное не предусмотрено законом или договором. Из расчета же размера годовой арендной платы нежилого помещения не усматривается, что в размер арендной платы, согласованной сторонами, включена плата за использование неогороженной прилегающей территории.
Согласно ст. 6 Закона г. Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" до межевания территории и регистрации прав вышеуказанных лиц па землю основанием для взимания регулярных земельных платежей является зарегистрированное в установленном порядке вещное право или право аренды (субаренды) на здания, сооружения или помещения в них. Размер платы в этом случае рассчитывается исходя из расчетной площади земельного участка, занимаемого соответствующим зданием, сооружением и необходимого для его использования, определяемой в соответствии со статьей 1 Закона.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 04.04.2005 N 09АП-2263/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-9092/04-108-56 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу МФДЕРН - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 июня 2005 г. N КА-А40/5210-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании