В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 1995, N 35, ст.3503; 1996, N 1, ст.4; N 17, ст.1911; 1998, N 4, ст.430; 2000, N 46, ст.4537; 2001, N 1 (ч. I), ст.2; N 33 (ч.I), ст.3413), Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3033) и указами Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 46, ст.4348) и от 21 сентября 2002 г. N 1011 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 38, ст.3585) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации.
2. Начальнику Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России, начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
организовать изучение настоящего приказа и проверку профессиональной подготовки должностных лиц органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России субъектов Российской Федерации по осуществлению ими государственного пожарного надзора;
привести в соответствие с настоящим приказом распорядительные и иные документы в области организации и осуществления государственного пожарного надзора.
3. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, начальников научно-исследовательских и пожарно-технических образовательных учреждений, органов управления ГПС МЧС России в субъектах Российской Федерации в установленном порядке.
4. Возложить ответственность за организацию выполнения настоящего приказа на заместителя Министра генерал-полковника внутренней службы Е.А.Серебренникова.
Министр |
С.К.Шойгу |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 2003 г.
Регистрационный N 4477
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 17 марта 2003 г. N 132
Инструкция
по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации
См. Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820
I. Общие положения
1. Инструкция по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации (далее - Инструкция) разработана в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области пожарной безопасности и определяет порядок организации и осуществления государственного пожарного надзора должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС МЧС России) за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, другими юридическими лицами независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм собственности (в том числе юридическими лицами иностранных государств) (далее - юридические лица) и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
2. В Инструкции применяются следующие основные понятия (термины):
Государственный пожарный надзор*(1) (далее - ГПН) - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений ГПС МЧС России в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
См. Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820
Государственный инспектор по пожарному надзору - должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН;
Органы, осуществляющие ГПН (далее - органы ГПН) - Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России; органы управления ГПС МЧС России, создаваемые в субъектах Российской Федерации, органы управления специальных подразделений ГПС МЧС России; территориальные подразделения ГПС МЧС России, создаваемые в субъектах Российской Федерации, специальные подразделения ГПС МЧС России, а также органы управления ГПС МЧС России, создаваемые в административных округах города Москвы, и региональные отделы ГПС МЧС России, создаваемые в административных округах города Москвы;
Мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (обследований, испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю;
Объект контроля (надзора) - деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности, в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество;
Акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности - документ строгой отчетности установленной формы, составленный по результатам мероприятия по контролю на объекте контроля (надзора);
Предписание органа ГПН - обязательный для исполнения документ строгой отчетности установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени органа ГПН юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину и содержащий законные требования по устранению нарушений требований пожарной безопасности, приостановлению полностью или частично работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведению отдельных видов работ, устранению нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятию их с производства, прекращению выпуска или приостановлению реализации товаров (работ, услуг);
Производство по делам об административных правонарушениях - деятельность государственных инспекторов по привлечению юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к административной ответственности (предупреждению, административному штрафу) за административные правонарушения в области пожарной безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Порядок взаимодействия органов ГПН с другими надзорными органами определяется соглашениями, заключенными в установленном порядке.
4. Государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России, органов управления ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской Федерации, органов управления специальных подразделений ГПС МЧС России, территориальных подразделений ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской Федерации, специальных подразделений ГПС МЧС России, а также органов управления ГПС МЧС России, создаваемых в административных округах города Москвы, и региональных отделов ГПС МЧС России, создаваемых в административных округах города Москвы, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, определенными приказом МЧС России от 20.06.2002 N 302 "Об утверждении Перечня должностей личного состава Государственной противопожарной службы МЧС России и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного пожарного надзора" (зарегистрирован Минюстом России 19.07.2002, регистрационный N 3603).
Основными направлениями осуществления государственного пожарного надзора является контроль за:
соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении предприятий и организаций;
соблюдением требований пожарной безопасности при приемке в эксплуатацию завершенных строительством зданий, сооружений;
соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов контроля (надзора);
соответствием производимой, выпускаемой или реализуемой продукции установленным требованиям пожарной безопасности.
II. Обязанности, права и ответственность государственных инспекторов*(2)
5. Государственные инспекторы обязаны:
исполнять предоставленные законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности;
соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан при осуществлении мероприятий по контролю;
проводить мероприятия по контролю на основании и в соответствии с распоряжениями (приказами) руководителей органов ГПН о проведении мероприятий по контролю и в порядке, установленном настоящей Инструкцией;
проводить в ходе мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности разъяснительную работу по применению законодательства о техническом регулировании, информировать о существующих нормах и правилах в этой области;
посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН о проведении мероприятия по контролю;
не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
знать и выполнять требования нормативных правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению ГПН;
уметь оформлять служебную документацию в объеме своей компетенции;
знать требования нормативных документов по пожарной безопасности в объеме, необходимом для осуществления ГПН на обслуживаемой территории (объекте);
знать противопожарное состояние и пожарную опасность объектов на обслуживаемой территории и контролировать выполнение юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований пожарной безопасности;
вести в установленном порядке документы и материалы, отражающие деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по обеспечению пожарной безопасности на объектах контроля (надзора), а также деятельность органов ГПН по осуществлению ими надзорных функций (далее - контрольно-наблюдательные дела);
в установленном порядке вести учет проводимой работы и ее анализ по направлениям деятельности в соответствии с должностными обязанностями;
осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с другими надзорными органами, ведомственной, муниципальной и добровольной пожарной охраной, объединениями пожарной охраны;
анализировать состояние пожарной безопасности на обслуживаемой территории (объекте);
выполнять другие обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и должностными инструкциями, а также распоряжения вышестоящих государственных инспекторов, отдаваемые в пределах их компетенции.
6. Государственные инспекторы в соответствии с предоставленными им в установленном порядке полномочиями имеют право:
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами;
проводить мероприятия по контролю на объектах контроля (надзора) в целях проверки соблюдения требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
посещать, с согласия граждан, их земельные участки, жилые и иные помещения в целях осуществления мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности;
участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки разрабатываемой ими проектной и проектно-сметной документации в части ее соответствия требованиям пожарной безопасности;
давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановлению реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
осуществлять контроль за выполнением требований по сертификации в области пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;
взаимодействовать с органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в Системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности и Системе сертификации ГОСТ Р, а также территориальными органами Госстандарта России и органами по контролю за качеством и безопасностью товаров (услуг);
приостанавливать, в пределах своей компетенции, полностью или частично работу предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов;
вести, в пределах компетенции, от имени органов, осуществляющих ГПН, производство по делам об административных правонарушениях;
вносить в организации и выдавать должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности;
вызывать в органы управления и подразделения ГПС МЧС России должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые документы и объяснения;
налагать в соответствии с законодательством Российской Федерации административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц ГПС МЧС России;
требовать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной или исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан сведения и документы о состоянии пожарной безопасности, а также данные о происшедших пожарах и их последствиях;
отменять (изменять) незаконные и необоснованные решения, принятые нижестоящим государственным инспектором, изложенные в предписаниях, постановлениях о наложении административного взыскания, предписаниях о приостановлении полностью или частично работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ, предписаниях на устранение нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятие их с производства, прекращение выпуска или приостановление реализации товаров (работ, услуг), а также принятые по жалобе гражданина или должностного лица либо по протесту прокурора;
проводить консультации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам пожарной безопасности.
7. При проведении мероприятий по контролю государственные инспекторы не вправе:
проверять выполнение требований, не относящихся к области пожарной безопасности и компетенции органа ГПН, от имени которого действуют должностные лица;
осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении проверки должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю;
совершать иные действия, не предусмотренные действующим законодательством.
8. При осуществлении ГПН изданные в установленном порядке указания и распоряжения вышестоящих государственных инспекторов обязательны для исполнения нижестоящими государственными инспекторами.
Вмешательство иных должностных лиц в деятельность государственных инспекторов не допускается.
9. Государственные инспекторы за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и неправомерное использование предоставленных им прав несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Полномочия и основные направления деятельности по организации и осуществлению ГПН
10. Полномочия органов ГПН устанавливаются законодательными актами Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России реализует полномочия федерального надзора России в области пожарной безопасности непосредственно и через соответствующие органы ГПН.
11. Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России в пределах своей компетенции:
руководит и контролирует деятельность органов управления и подразделений ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской Федерации по организации и осуществлению ГПН;
организует проверки объектов контроля (надзора), в том числе федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
издает обязательные для исполнения документы, определяющие порядок организации и осуществления ГПН государственными инспекторами;
разрабатывает самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями нормативные документы по пожарной безопасности;
рассматривает нормативные документы по пожарной безопасности, разработанные федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами ГПН;
рассматривает в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
делегирует письменно, в отдельных случаях, право согласования градостроительной и проектно-сметной документации при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности федеральных нормативных документов или при отсутствии указанных требований соответствующему органу ГПН;
информирует в установленном порядке органы государственной власти о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов;
выполняет иные функции федерального надзора России в области пожарной безопасности, установленные законодательством Российской Федерации.
12. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России:
контролируют соблюдение законности должностными лицами ГПС МЧС России при осуществлении ГПН;
осуществляют сбор, обобщение и анализ показателей, характеризующих деятельность по осуществлению ГПН;
координируют деятельность подчиненных органов управления ГПС МЧС России по разработке территориальных нормативных документов по пожарной безопасности;
участвуют в мониторинге применения норм и правил пожарной безопасности;
изучают и распространяют положительный опыт, новые эффективные формы и методы осуществления ГПН;
обобщают практику надзорной деятельности и готовят предложения для проведения корректирующих мероприятий в области организации и осуществления ГПН;
организуют проведение аттестаций государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям;
См. Положение о порядке проведения аттестации сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора, на предмет соответствия их установленным квалификационным требованиям, утвержденное приказом МЧС РФ от 16 января 2003 г. N 20
проводят работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по вопросам осуществления ГПН;
взаимодействуют со средствами массовой информации по освещению работы органов ГПН;
информируют в установленном порядке полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органы государственной власти субъектов Российской Федерации о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов;
ведут контроль за работой "телефонов доверия" и проведением анализа информации, поступающей по этим телефонам.
13. Органы управления ГПС МЧС России, создаваемые в субъектах Российской Федерации, органы управления специальных подразделений ГПС МЧС России:
осуществляют ГПН непосредственно и через государственных инспекторов соответствующих органов ГПН;
руководят и контролируют работу подразделений ГПС МЧС России по организации и осуществлению государственного пожарного надзора на обслуживаемой территории;
определяют порядок учета объектов контроля (надзора);
ведут самостоятельно учет сведений и анализ деятельности нижестоящих органов ГПН, обобщают полученную от подчиненных подразделений ГПС МЧС России информацию по учету и анализу, предусмотренную настоящей Инструкцией;
определяют периодичность проведения мероприятий по контролю на объектах контроля (надзора), если это не установлено законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией;
организуют и проводят комплексные проверки организации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности;
информируют в установленном порядке органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности объектов контроля (надзора) на соответствующей территории;
взаимодействуют с добровольной пожарной охраной, объединениями пожарной охраны, а также страховыми организациями в области противопожарного страхования;
взаимодействуют в целях обеспечения пожарной безопасности с территориальными надзорными органами, а также с органами лицензирования, органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в Системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности и Системе сертификации ГОСТ Р, с территориальными органами Госстандарта России и органами по контролю за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);
организуют контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;
организуют работу по проведению проверок по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
координируют и контролируют производство по делам об административных правонарушениях;
организуют выборочные проверки проектных организаций на соответствие проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
рассматривают и подготавливают заключения в части соответствия требованиям пожарной безопасности по градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований;
рассматривают в установленном порядке противопожарные мероприятия, компенсирующие отступления от требований пожарной безопасности, изложенных в территориальных нормативных документах по пожарной безопасности и нормах проектирования;
определяют перечень государственных инспекторов, представляющих органы ГПН в комиссиях (советах) по пожарной безопасности, комиссиях по выбору площадок (трасс) для строительства и по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
организуют участие государственных инспекторов в проведении противопожарной пропаганды и обучении населения и работников организаций мерам пожарной безопасности;
информируют в установленном порядке органы государственной власти и органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов;
вносят в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории и разрабатывают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при введении особого противопожарного режима;
проводят мониторинг применения требований нормативных документов по пожарной безопасности.
14. Территориальные подразделения ГПС МЧС России, создаваемые в субъектах Российской Федерации, специальные подразделения ГПС МЧС России, органы управления ГПС МЧС России, создаваемые в административных округах города Москвы, и региональные отделы ГПС МЧС России, создаваемые в административных округах города Москвы:
организуют деятельность государственных инспекторов, включая планирование и анализ результатов этой деятельности;
ведут учет объектов контроля (надзора);
обеспечивают проведение расследований по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
организуют и осуществляют проведение мероприятий по контролю на объектах контроля (надзора), расположенных на обслуживаемой территории;
разрабатывают и утверждают в установленном порядке должностные обязанности государственных инспекторов с учетом их специализации по направлениям осуществления ГПН;
обеспечивают в порядке, установленном настоящей Инструкцией, участие государственных инспекторов в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
ведут учет пожаров и их последствий на обслуживаемой территории, а также другие виды учетов, предусмотренных настоящей Инструкцией;
определяют перечень государственных инспекторов, представляющих соответствующие органы ГПН в комиссиях (советах) по пожарной безопасности;
обеспечивают производство по делам об административных правонарушениях;
информируют органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов;
вносят в органы местного самоуправления предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории и разрабатывают мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при введении особого противопожарного режима;
обеспечивают контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними.
IV. Организация надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора)*(3)
15. Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора) осуществляется в ходе проверок, проводимых в рамках мероприятий по контролю.
16. Проверки подразделяют на плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся с целью контроля за выполнением обязательных требований пожарной безопасности на объектах контроля (надзора).
Внеплановые проверки проводятся с целью контроля исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в результате проведения плановой проверки.
17. Внеплановые проверки проводятся органами ГПН также в случаях:
получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить угрозу жизни, вред здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
возникновения угрозы жизни и вреда здоровью граждан, повреждения имущества, в том числе в отношении других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, граждан, связанными с невыполнением ими обязательных требований пожарной безопасности, а также иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений (обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки).
Внеплановые проверки в случаях, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, могут проводиться по мотивированному решению органа ГПН, в том числе в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих однородные объекты контроля (надзора).
18. Проверки проводятся на основании распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН.
19. Распоряжение (приказ) руководителя органа ГПН о проведении проверки либо его копия, заверенная печатью соответствующего органа ГПН, предъявляется государственным инспектором, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебными удостоверениями участников проверки.
Проверка может проводиться только теми государственными инспекторами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки.
20. Продолжительность мероприятия по контролю за обеспечением пожарной безопасности в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не должна превышать один месяц.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проверки большого количества зданий и сооружений, проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом работы на основании мотивированного предложения государственного инспектора, осуществляющего проверку, руководителем органа ГПН или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
21. В соответствии со списками объектов контроля (надзора) в органах ГПН составляются и ведутся списки особо важных и режимных объектов, а также списки организаций, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана.
22. На объектах контроля, включенных в список особо важных и режимных объектов и список предприятий, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, в том числе содержащаяся за счет средств федерального бюджета, плановые проверки осуществляются один раз в два года.
Указанные объекты закрепляются за наиболее подготовленными государственными инспекторами, а объекты атомной энергетики - лично за руководителем соответствующего органа ГПН.
Периодичность плановых проверок на объектах контроля (надзора), не вошедших в названные списки, а также в населенных пунктах устанавливается соответствующими органами ГПН с учетом результатов анализа обстановки с пожарами и пожарной опасности объектов, но не чаще одного раза в два года.
Периодичность мероприятий по контролю на строящихся зданиях и сооружениях устанавливается органами ГПН в зависимости от сложности объектов, сроков и темпов их строительства и с учетом календарных планов выполнения строительных работ. Эти мероприятия по контролю должны проводиться в процессе участия в работе комиссий по приемке в эксплуатацию строящихся объектов, но не чаще одного раза в два года.
Проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны осуществляться не реже 1 раза в 5 лет.
23. При осуществлении мероприятий по контролю особое внимание должно уделяться объектам с пребыванием людей (гостиницы, общежития, детские, учебные, лечебно-оздоровительные учреждения, объекты социального обеспечения и другие).
24. Мероприятия по контролю проводятся государственными инспекторами во время исполнения служебных обязанностей с участием руководителей организаций или выделенных ими представителей.
Проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления проводятся комиссией, создаваемой соответствующим органом управления ГПС МЧС России во главе с руководителем этого органа управления или по его поручению другим должностным лицом ГПС МЧС России.
В состав комиссии включаются должностные лица ГПС МЧС России, а также (по согласованию) представители вышестоящих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители других заинтересованных органов, в том числе федеральных надзоров.
V. Рассмотрение и согласование градостроительной и проектно-сметной документации
25. Органы ГПН рассматривают, подготавливают заключения и согласовывают градостроительную и проектно-сметную документацию в соответствии с предоставленными им полномочиями.
26. Градостроительная и проектно-сметная документация на строительство объектов, зданий и сооружений, соответствующая требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, согласованию с органами ГПН не подлежит.
При отступлениях от требований нормативных документов по пожарной безопасности градостроительная и проектно-сметная документация рассматривается и согласовывается в порядке, определяемом действующим законодательством, и с учетом настоящей Инструкции.
27. Для рассмотрения, подготовки заключений и согласования в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации с обоснованными отступлениями от требований пожарной безопасности или на объекты, для которых отсутствуют требования пожарной безопасности, в органах ГПН приказом руководителя создается экспертный совет. Экспертный совет возглавляет начальник (заместитель начальника) органа ГПН. В состав совета включаются наиболее квалифицированные сотрудники органов ГПН. К работе в экспертном совете по согласованию с руководителями предприятий и организаций могут в установленном порядке привлекаться инженерно-технические работники предприятий и специалисты научно-исследовательских, проектных и строительных организаций.
28. Экспертный совет рассматривает документацию по письменному обращению юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина.
При рассмотрении представленной документации анализируется:
пожарная опасность объекта;
эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;
возможность спасения людей;
эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;
возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения пожарных подразделений;
возможность воздействия опасных факторов пожара на третьих лиц, включая людей и имущественный комплекс.
При анализе пожарной опасности объекта и оценки эффективности противопожарных мероприятий могут использоваться расчетные сценарии развития пожара, распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей, методы оценки риска, в том числе для третьих лиц.
Решение, принятое экспертным советом, с заключением по рассматриваемому вопросу оформляется протоколом заседания и утверждается председателем экспертного совета.
29. В компетенцию экспертного совета не входит разработка технических решений, на которые отсутствуют нормативные документы, или мероприятий, компенсирующих отступления от норм проектирования.
30. Рассмотрение и подготовка заключения экспертного совета по градостроительной и проектно-сметной документации, содержащей отступления от требований пожарной безопасности, производится в срок до 15 дней.
По проектным решениям, на которые отсутствуют указанные требования или требующим проработки отдельных технических вопросов с участием специалистов предприятий и учреждений, срок рассмотрения и подготовки заключения по решению председателя экспертного совета может быть продлен до 30 дней.
31. По результатам рассмотрения экспертным советом представленной документации юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину выдается выписка из протокола заседания экспертного совета.
При наличии положительного решения экспертного совета выписка из протокола с приложением необходимых материалов направляется в трехдневный срок на рассмотрение и согласование в вышестоящий орган ГПН для принятия решения.
32. Рассмотрение и подготовка заключений по градостроительной и проектно-сметной документации с обоснованными отступлениями от требований пожарной безопасности или на объекты, для которых отсутствуют требования пожарной безопасности, могут выполняться и представляться для согласования в Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России пожарно-техническими научно-исследовательскими учреждениями и пожарно-техническими учебными заведениями.
33. Заключение органа ГПН распространяется только на рассмотренную им градостроительную и проектно-сметную документацию и действует на весь срок проектирования и строительства объекта.
34. Заключение органа ГПН вступает в силу только после согласования отступлений от норм проектирования в порядке, определяемом настоящей Инструкцией.
VI. Участие органов ГПН при выборе площадок (трасс) для строительства
35. Порядок участия органов ГПН в комиссии по выбору площадки (трассы) для строительства устанавливается руководителями органов управления ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской Федерации, органов управления специальных подразделений ГПС МЧС России. Решение об участии государственного инспектора в работе комиссии по выбору площадки (трассы) для строительства принимает руководитель органа ГПН в пределах установленной компетенции на основании письменного обращения юридического лица, индивидуального предпринимателя и гражданина.
При участии в работе комиссии по выбору площадок (трасс) для строительства государственный инспектор рассматривает в части соответствия требованиям пожарной безопасности:
зонирование объекта, учет господствующих ветров, рельефа местности и противопожарных разрывов по отношению к соседним объектам, сооружениям (магистральным трубопроводам, высоковольтным линиям электропередач и т.п.), лесным массивам и населенным пунктам;
обеспечение объекта, зданий и сооружений основными дорогами, проездами и подъездами;
размещение существующих и намеченных к строительству зданий пожарных депо;
принципиальные конструктивные решения по основным сооружениям, в том числе по источникам и трассам сетей противопожарного водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения.
36. Акт о выборе площадки (трассы) для строительства подписывается государственным инспектором, принимавшим участие в работе комиссии. При несоблюдении требований пожарной безопасности при выборе площадки (трассы) для строительства государственный инспектор акт комиссии не подписывает, а излагает в нем свое особое мнение.
Результаты участия в комиссии докладываются рапортом руководителю органа ГПН.
37. Материалы по выбору площадки (трассы) для строительства и копия утвержденного акта должны находиться в контрольно-наблюдательном деле органа ГПН.
VII. Участие органов ГПН при приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов
38. Государственные инспекторы участвуют в комиссиях по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов. В состав комиссий назначаются государственные инспекторы, наделенные необходимыми полномочиями.
39. Основанием для назначения государственного инспектора в состав комиссии является письменное обращение организации, уполномоченной создавать такую комиссию. Решение о назначении государственного инспектора в состав комиссии принимается руководителем органа ГПН в течение трех дней со дня обращения, о чем уведомляется обратившаяся организация.
К участию в работе комиссий могут привлекаться также государственные инспекторы, осуществляющие контроль за ходом строительства и эксплуатацией объекта в дальнейшем.
40. Замена государственного инспектора, назначенного для участия в работе комиссии, осуществляется в исключительных случаях (по болезни или другим уважительным причинам) с уведомлением организации, создавшей комиссию, и только после внесения необходимых изменений в документ, объявляющий состав комиссии.
41. Государственный инспектор при работе в составе комиссии:
проверяет соответствие выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;
принимает участие в проведении контрольных опробований, испытаний и проверке работоспособности оборудования и систем противопожарной защиты (без участия в приемке этих систем);
проверяет наличие лицензий на выполнение работ (услуг) в области пожарной безопасности у организаций, выполнявших такие работы (услуги) на принимаемом в эксплуатацию объекте;
анализирует информацию о показателях пожарной опасности материалов, конструкций и изделий, использованных при строительстве, содержащуюся в сертификатах, технических паспортах и других документах;
проверяет наличие актов освидетельствования скрытых работ, испытания оборудования, систем и установок противопожарной защиты.
42. Конкретный перечень намеченных к проверке мероприятий определяется государственным инспектором, назначенным в состав комиссии, и зависит от стадии готовности (этапа сдачи объекта).
43. При выявлении на объекте, намечаемом к вводу в эксплуатацию, нарушений требований пожарной безопасности, включая невыполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, государственный инспектор письменно излагает председателю комиссии особое мнение. При этом акт комиссии им не подписывается.
44. Акт комиссии подписывается только тем государственным инспектором, который является членом комиссии.
45. Разногласия между государственным инспектором, работающим в составе комиссии, и заинтересованной стороной, предметом которых являются отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, рассматриваются в порядке, определенном в главе V настоящей Инструкции.
46. В случае приемки в эксплуатацию завершенного строительством (реконструкцией) объекта с нарушениями требований пожарной безопасности, в том числе изложенных в особом мнении государственного инспектора, участвовавшего в работе комиссии, государственный инспектор должен принять меры по устранению указанных нарушений в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
47. Приемка завершенных строительством (реконструкцией) объектов с нарушениями требований пожарной безопасности под гарантийные обязательства (гарантийные письма) не допускается.
48. По результатам участия в работе комиссии государственный инспектор составляет справку о проделанной работе и докладывает руководителю органа ГПН, от которого он был назначен в состав комиссии.
В справке отражается общая характеристика объекта, сведения о состоянии противопожарной защиты, объем проделанной работы и ее результаты с приложением необходимых документов.
Перечень необходимых документов и сведений, которые должны содержаться в справке, устанавливается руководителем территориального органа ГПН.
Справка регистрируется в установленном порядке и хранится в контрольно-наблюдательном деле на соответствующий объект контроля (надзора).
49. Об окончании строительства (реконструкции) объекта и приемке его в эксплуатацию в журнале профилактической работы делается соответствующая отметка.
VIII. Осуществление мероприятий по контролю
50. При осуществлении мероприятий по контролю проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений государственных инспекторов, оформленных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе:
выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
содержание территории, зданий, сооружений и помещений;
состояние эвакуационных путей и выходов, наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;
правильность монтажа и эксплуатации инженерного оборудования;
содержание систем и средств противопожарной защиты;
готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами, в том числе на основе договоров с ГПС МЧС России;
организация и проведение противопожарной пропаганды и обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;
наличие лицензии у организаций, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности*(4);
наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата или декларации соответствия);
наличие у изготовителей (поставщиков) в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
соответствие на строящихся и реконструируемых объектах выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации и требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
51. При проведении мероприятий по контролю федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления перечень направлений проверки определяется с учетом оперативной обстановки с пожарами на объектах контроля (надзора) и включает в том числе направления:
организация разработки и обеспечение реализации мер пожарной безопасности на подведомственных предприятиях (организациях) и соответствующих территориях;
создание и содержание в соответствии с установленными нормами финансирования за счет средств соответствующих бюджетов органов управления и подразделений пожарной охраны;
оказание необходимой помощи пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создание условий для привлечения граждан на добровольной основе к деятельности по предупреждению и тушению пожаров;
организация проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности;
соответствие разработанных ведомственных и территориальных нормативных документов по пожарной безопасности законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации;
прием в муниципальную собственность имущества пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания, использование указанного имущества по его прямому назначению.
IX. Оформление результатов мероприятий по контролю*(5)
52. По результатам мероприятия по контролю государственным инспектором, осуществлявшим проверку, составляется акт в двух экземплярах.
В акте отражается краткая характеристика пожарной опасности объекта, а также результаты мероприятия по контролю в последовательности, изложенной в разделе VIII настоящей Инструкции.
К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности, другие документы или их копии, подтверждающие результаты мероприятия по контролю.
53. Один экземпляр акта с копиями приложений в 10-дневный срок со дня окончания проверки вручается руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, гражданину (или их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в контрольно-наблюдательном деле органа ГПН.
54. При выявлении в результате мероприятия по контролю административного правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе невыполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных обязательными для исполнения предписаниями, государственный инспектор в пределах своих полномочий должен принять все меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможной угрозы жизни, причинения вреда здоровью людей, имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
55. В случае выявления административного правонарушения государственный инспектор составляет протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и дает предписание об устранении выявленных нарушений, составленные# в двух экземплярах.
В предписание включаются мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, установленные для соответствующих этапов создания и эксплуатации объекта контроля (надзора).
56. На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с нормативными документами, действовавшими на период проектирования и строительства, требования новых нормативных документов не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них, а также в случае изменения объемно-планировочных и конструктивных решений в предписание могут быть включены мероприятия, обоснованные требованиями нормативных документов, соответствующих новому назначению этих зданий и сооружений.
57. Сроки выполнения предложенных мероприятий устанавливаются государственным инспектором. При этом учитывается степень потенциальной опасности выявленных нарушений для жизни, здоровья людей, а также имущества третьих лиц.
58. Предписание органа ГПН вручается в порядке, установленном для акта проверки.
59. При обнаружении в ходе проверки невыполненных в установленные сроки мероприятий, предложенных обязательными для исполнения предписаниями, государственный инспектор в пределах своих полномочий должен принять меры по привлечению в установленном порядке лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
О выполненных мероприятиях в акте производится соответствующая запись, а в предписании делаются отметки о выполнении.
60. При выявлении случаев осуществления без лицензии деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащих лицензированию, орган ГПН вносит представления в прокуратуру, управление федеральной службы налоговой полиции, органы государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, а также использует другие права, предоставленные органам ГПН законодательством Российской Федерации.
61. При выявлении в ходе проверки юридических лиц - разработчиков нормативных документов по пожарной безопасности нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок разработки и введения в действие нормативных документов по пожарной безопасности, орган ГПН направляет в организации, утвердившие (подписавшие) такие нормативные документы, представление (представления) о нарушении требований пожарной безопасности.
62. О проведенном мероприятии по контролю государственный инспектор производит запись в журнале учета мероприятий по контролю, который должен быть у каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя и соответствовать установленным требованиям.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составленном по результатам проведенной проверки, делается соответствующая запись.
63. О результатах мероприятия по контролю государственный инспектор докладывает руководителю органа ГПН, отдавшему распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю.
64. Акты проверок и предписания после соответствующей регистрации в установленном порядке учитываются в журнале учета актов проверок и предписаний органа ГПН.
65. О проведении проверок (обследований) делаются соответствующие отметки в журнале профилактической работы. Допускается ведение указанного журнала в электронном виде с обязательным созданием резервной копии журнала.
66. Формы журналов, порядок их ведения и хранения определяются органом управления ГПС МЧС России, создаваемым в субъекте Российской Федерации.
67. На каждый из закрепленных за государственным инспектором объект контроля (надзора), в том числе на строящиеся объекты, ведется контрольно-наблюдательное дело, в котором хранятся акты проверок и предписаний органа ГПН, копии протоколов, постановлений, распоряжений, приказов, информация о происшедших пожарах и другие материалы, отражающие пожарную безопасность объекта за последние 5 (пять) лет.
Акт о выборе площадки (трассы) для строительства, материалы по рассмотрению стройгенплана, проектно-техническая документация, материалы по согласованию обоснованных отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности хранятся в контрольно-наблюдательном деле в течение всего срока эксплуатации предприятия, объекта.
Допускается вести одно контрольно-наблюдательное дело на группу зданий (сооружений), расположенных на общей строительной площадке, а также при застройке территории зданиями по типовым или повторно применяемым проектам и на группу организаций, размещенных в одном здании.
X. Производство по делам об административных правонарушениях
68. Соблюдение законности, охрана личных прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан при применении государственными инспекторами мер административного воздействия за нарушение требований пожарной безопасности обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
69. Контроль за производством по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности осуществляется руководителем подразделения ГПС МЧС России и вышестоящим органом управления ГПС МЧС России по следующим основным направлениям:
правильность составления протоколов и других предусмотренных административным законодательством документов, соблюдение установленного порядка и сроков рассмотрения дел о правонарушениях в области пожарной безопасности;
законность и обоснованность принятых решений по делам о правонарушениях в области пожарной безопасности, в том числе соответствие принятых мер воздействия установленным административным законодательством санкциям, наличие оснований и соблюдение порядка направления материалов на рассмотрение общественности;
своевременность исполнения взысканий в виде штрафа по правонарушениям в области пожарной безопасности;
соблюдение порядка регистрации и прохождения дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;
учет и анализ административной практики по правонарушениям в области пожарной безопасности;
соответствие порядка оформления журналов и других документов требованиям настоящей Инструкции;
состояние работы с письмами, жалобами и заявлениями граждан по правонарушениям в области пожарной безопасности;
уровень подготовки государственных инспекторов и знания ими законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов по пожарной безопасности, касающихся административно-правовой деятельности.
XI. Приостановление работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ
70. Решение о приостановлении эксплуатации объекта контроля (надзора) принимается государственным инспектором в пределах его компетенции при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении предприятий, зданий, сооружений и других объектов. При этом государственный инспектор выносит предписание о приостановлении полностью или частично работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ (далее - предписание о приостановлении эксплуатации).
Бланки предписаний о приостановлении эксплуатации разрабатываются органами управления ГПС МЧС России, создаваемыми в субъектах Российской Федерации, и являются бланками строгой отчетности.
71. В предписании о приостановлении эксплуатации указываются только нарушения требований пожарной безопасности, непосредственно создающие угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей. При этом делаются ссылки на соответствующие нормативные документы с указанием их шифра, наименования и номеров пунктов, требования которых нарушены.
72. Государственный инспектор, не имеющий полномочий по вынесению предписания о приостановлении работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ при выявлении на нем нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, должен в кратчайшие сроки проинформировать вышестоящего государственного инспектора для принятия им решения о приостановлении эксплуатации такого объекта контроля (надзора).
73. Предписание о приостановлении эксплуатации объекта контроля (надзора) оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр предписания о приостановлении эксплуатации для приведения его в исполнение вручается руководителю юридического лица (его заместителю), индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку. Второй экземпляр предписания хранится в контрольно-наблюдательном деле органа ГПН.
74. Предписание о приостановлении эксплуатации действует до устранения нарушений, создающих угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей, и внесения в него соответствующей записи государственного инспектора, вынесшего предписание о приостановлении, или вышестоящего государственного инспектора о разрешении дальнейшей эксплуатации объекта контроля (надзора).
75. Предписания о приостановлении эксплуатации хранятся в контрольно-наблюдательном деле по предприятию, объекту, населенному пункту и регистрируются в журнале учета предписаний о приостановлении эксплуатации объекта контроля (надзора), обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятии с производства, прекращении выпуска и приостановлении реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
76. При невыполнении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем предписания о приостановлении эксплуатации должны быть приняты меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
XII. Снятие с производства, прекращение выпуска и приостановление реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности
77. Надзор за соответствием товаров (работ, услуг) требованиям пожарной безопасности осуществляется при проведении мероприятий по контролю государственными инспекторами самостоятельно или совместно с другими надзорными органами.
78. В случае, если в ходе проверки установлено, что производимые (реализуемые) товары и (или) оказываемые услуги вследствие несоответствия их требованиям пожарной безопасности причиняют или могут причинить угрозу жизни, вред здоровью и (или) имуществу потребителя, государственный инспектор обязан принять меры к устранению нарушений требований пожарной безопасности путем вынесения предписания на устранение нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятие их с производства, прекращение выпуска, или приостановление реализации товаров (работ, услуг).
79. Основанием для принятия решения о снятии с производства, прекращении выпуска и приостановлении реализации товаров (работ, услуг) является несоответствие таких товаров (работ, услуг) обязательным требованиям пожарной безопасности, зафиксированное в акте проверки.
80. Решение о снятии с производства, прекращении выпуска и приостановлении реализации товаров (работ, услуг) принимается государственным инспектором в пределах его компетенции.
81. При невыполнении руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем предписания на устранение нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятие их с производства, прекращение выпуска или приостановление реализации товаров (работ, услуг) должны быть приняты меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
82. О выявленных фактах выпуска и реализации продукции, не соответствующей требованиям пожарной безопасности, органы ГПН информируют соответствующие надзорные органы и (или) органы по сертификации однородной продукции.
83. Предписание на устранение нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятие их с производства, прекращение выпуска или приостановление реализации товаров (работ, услуг) действует до выполнения предложенных в нем мероприятий и внесения в него соответствующей записи государственного инспектора, вынесшего предписание, или вышестоящего государственного инспектора о разрешении производства, выпуска или реализации товаров (работ, услуг).
84. Предписание на устранение нарушений требований пожарной безопасности при производстве товаров (работ, услуг), снятие их с производства, прекращение выпуска или приостановление реализации товаров (работ, услуг) регистрируется в журнале учета предписаний и хранится в контрольно-наблюдательном деле о противопожарном состоянии объекта контроля (надзора).
XIII. Контроль за организацией и осуществлением государственного пожарного надзора
85. В целях повышения эффективности надзорной деятельности работа органов ГПН должна периодически проверяться.
Контроль за организацией и осуществлением ГПН производится в ходе инспекторских, контрольных и целевых проверок деятельности органов управления и подразделений ГПС МЧС России.
86. Контроль за организацией и осуществлением ГПН производится посредством проверки исполнения требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Инструкции, нормативных документов МЧС России.
87. Проверки органов ГПН осуществляются не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
88. Инспекторские проверки территориальных подразделений ГПС МЧС России, создаваемых в субъектах Российской Федерации, специальных подразделений ГПС МЧС России, а также органов управления ГПС МЧС России, создаваемых в административных округах города Москвы, и региональных отделов ГПС МЧС России, создаваемых в административных округах города Москвы, по организации и осуществлению ГПН планируются вышестоящими органами ГПН исходя из местных условий и проводятся не реже одного раза в три года.
89. Инспектирование осуществляется бригадой с учетом специализации государственных инспекторов или индивидуально наиболее подготовленным государственным инспектором. В состав бригады, при необходимости, могут быть включены представители пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений.
90. Проверки осуществляются в соответствии со служебным заданием, утвержденным руководителем вышестоящего органа ГПН.
В ходе проверок проверяется и оценивается весь комплекс вопросов, касающихся организации и осуществления госпожнадзора, в том числе:
полнота и законность выполнения требований нормативных правовых актов и нормативных документов, регламентирующих деятельность по организации и осуществлению ГПН;
качество планирования работы с учетом анализа результатов надзорной деятельности в области пожарной безопасности;
качество актов и предписаний, оформляемых по результатам мероприятий по контролю;
своевременность выполнения запланированных мероприятий по контролю;
динамика оперативной обстановки с пожарами;
эффективность контроля за выполнением вручаемых предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
наличие и порядок ведения документации;
качество анализа результатов работы по осуществлению госпожнадзора и противопожарного состояния объектов контроля на обслуживаемой территории, действенность принимаемых мер по обеспечению пожарной безопасности на объектах контроля;
полнота использования полномочий, предоставленных органам ГПН;
порядок приостановления работы предприятий (отдельных производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, помещений, проведения отдельных видов работ, снятия с производства, прекращения выпуска и приостановления реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, и порядок разрешения на возобновление эксплуатации, производства, выпуска или реализации товаров (работ, услуг);
принципиальность и требовательность руководства органа ГПН и государственных инспекторов при осуществлении государственного пожарного надзора;
качество проверок работы государственных инспекторов и эффективность принимаемых мер по улучшению их работы;
взаимодействие и проведение совместных работ с другими надзорными и контрольными органами;
обеспеченность нормативными правовыми актами, нормативными документами по пожарной безопасности и методической документацией;
использование в работе компьютерной техники и новых информационных технологий;
использование средств массовой информации для противопожарной пропаганды;
организация и проведение технической учебы инспекторского состава, изучения основных вопросов пожарной безопасности.
91. По результатам проверки составляется акт проверки, который докладывается руководителю органа ГПН, назначившему проверку, и регистрируется в установленном порядке. По результатам проверки разрабатывается и утверждается план мероприятий по устранению выявленных недостатков, а также назначаются ответственные лица по контролю за их устранением.
92. Контрольная проверка проводится по решению вышестоящего органа ГПН с учетом сроков выполнения плана устранения недостатков, выявленных при инспектировании, но не позднее одного года после ее завершения.
93. Целевая проверка назначается:
при осложнении обстановки с пожарами на обслуживаемой территории;
для проверки результатов работы по отдельным направлениям деятельности органа ГПН;
для проверки обращений юридических лиц и граждан.
94. Должностные лица органов ГПН при инспектировании и проверках обязаны оказывать практическую помощь подчиненным органам ГПН по организации и осуществлению государственного пожарного надзора.
XIV. Учет, анализ и планирование работы в органах ГПН
95. Деятельность государственных инспекторов осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми в органах управления и подразделениях ГПС МЧС России в установленном МЧС России порядке, а также с их личными планами-графиками работы, составленными в соответствии с их должностными обязанностями.
Мероприятия по осуществлению ГПН включаются в планы органов управления и подразделений ГПС МЧС России в качестве самостоятельного раздела.
96. Планируемые мероприятия разрабатываются на основе результатов анализа обстановки с пожарами, пожарной безопасности населенных пунктов, предприятий, объектов с учетом решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, вышестоящих государственных инспекторов, а также сезонных и местных условий.
97. Населенные пункты и объекты закрепляются в установленном порядке за государственным инспектором по территориальному или ведомственному признаку.
При закреплении по территориальному признаку государственный инспектор осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности во всех населенных пунктах и объектах, расположенных на закрепленной территории.
При закреплении по ведомственному признаку государственный инспектор осуществляет надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на всех объектах министерства, другого федерального органа исполнительной власти, отрасли, независимо от места их расположения на обслуживаемой органом ГПН территории.
98. Государственные инспекторы ежемесячно составляют личные планы-графики осуществления ГПН, утверждаемые их непосредственными начальниками. На мероприятия по контролю должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. Форма составления планов-графиков устанавливается соответствующим органом ГПН.
99. В органах ГПН ведется учет объектов контроля (надзора) и результатов работы, в том числе:
мероприятий по контролю на обслуживаемой территории;
населенных пунктов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих на обслуживаемой территории деятельность (работы, услуги) в области пожарной безопасности, подлежащую лицензированию;
предприятий, осуществляющих производство, выпуск и реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, а также выпускающих продукцию повышенной пожарной опасности (нагревательных приборов, пиротехнических изделий, изделий бытовой химии и др.);
новостроек, реконструируемых объектов;
автоматических систем противопожарной защиты;
граждан, имеющих лицензию на право проектирования и строительства;
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы;
консультаций, оказанных юридическим лицам и гражданам.
100. Результаты надзорной деятельности должны накапливаться, учитываться и анализироваться в органах ГПН для последующего их использования в государственном регулировании пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления ГПН.
Анализ результатов деятельности органов ГПН является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.
101. Анализ деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора проводится в органах ГПН ежеквартально в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории по следующим направлениям:
статистика пожаров;
проверка соблюдения требований пожарной безопасности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, обобщение результатов проведения обследований и проверок;
нормативно-техническая работа;
административно-правовая деятельность;
деятельность добровольной пожарной охраны по предупреждению пожаров.
Анализ статистики пожаров производится в целях выявления причин и условий возникновения пожаров, контроля и прогнозирования обстановки с пожарами.
Анализ должен проводиться с учетом демографических, климатических, социально-экономических и других факторов, влияющих на обстановку с пожарами, и завершаться разработкой мероприятий, направленных на предупреждение пожаров.
102. Государственные инспекторы систематически изучают крупные и характерные пожары, разрабатывают и вносят в установленном порядке предложения для включения в нормативные документы по пожарной безопасности.
______________________________
*(1) Ст.6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3649; 1995, N 35, ст.3503; 1996, N 17, ст.1911; 1998, N 4, ст.430; 2002, N 30, ст.3033).
*(2) На основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст.3436); Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст.1; N 30, ст.3029).
*(3) На основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
*(4) На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2002 г. N 373 "О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., N 23, ст.2175); постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. N 595 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., N 34, ст.3290).
*(5) На основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ МЧС РФ от 17 марта 2003 г. N 132 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 апреля 2003 г.
Регистрационный N 4477
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 29 мая 2003 г. N 102 (специальный выпуск), в еженедельном сборнике законодательных и нормативных актов РФ "Экспресс-закон", июль 2003 г., N 25, в приложении к "Российской газете" - "Новые законы и нормативные акты", 2003 г., N 26, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 11 августа 2003 г. N 32
Приказом МЧС РФ от 31 октября 2007 г. N 566 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ МЧС РФ от 26 апреля 2005 г. N 353
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа