Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Разработка настоящего законопроекта вызвана не прекращающимися многочисленными обращениями граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления Чукотского автономного округа в связи с изменениями пенсионного законодательства. В частности, граждане не согласны с установленным статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядком учета трудового стажа при оценке их пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года, даты вступления в силу этого Закона.
До 1 января 2002 года действовало положение статьи 94 Федерального закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым при подсчете трудового стажа применялось льготное исчисление некоторых периодов работы (службы), в том числе периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - учитывались в полуторном размере, а военная служба по призыву - в двойном размере.
Действующие в настоящее время нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав на основании п. 4 статьи 30 указанного Закона устанавливают при определении трудового стажа исчислять трудовую и иную общественно-полезную деятельность, службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Вооруженных Силах бывшего СССР в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не в льготном, как было ранее, а в календарном порядке.
С введением в действие нового пенсионного законодательства не только оказались ущемленными отдельные права граждан на пенсионное обеспечение, но и была допущена социальная несправедливость. Граждане, проходившие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и в Вооруженных Силах бывшего СССР в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, делали это не по собственному желанию и выбору, а по призыву, исполняя конституционные обязанности, и государство в связи с этим гарантировало им льготное исчисление трудового стажа при назначении пенсии. Другая же категория граждан, а это подавляющее большинство населения, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, приехали осваивать и обживать эти регионы с суровыми климатическими условиями рассчитывая на гарантированные государством льготы и компенсации, в том числе на льготное исчисление трудового стажа.
Сегодня получилось, что граждане зарабатывали свои права при одних условиях исчисления трудового стажа, а после принятия Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" их лишили фактически уже заработанного стажа.
Как показывают расчеты, и части пенсии. Пенсионеры, проходившие военную службу по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, недополучают 30 рублей в месяц, а пенсионеры, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, недополучают 201 рубль в месяц.
В то же время для отдельных категорий работников, в частности прокуратуры, судов льготное исчисление трудового стажа сохранено.
Такой избирательный подход к исчислению трудового стажа в зависимости от категории работника, большинством пенсионеров Чукотки расценивается как дискриминационный.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволит восстановить социальную справедливость и восстановить права на заработанные гражданами льготы, гарантированные государством.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" потребуется внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие указанного закона потребует дополнительных расходов из средств пенсионного фонда.
Расчет дополнительных расходов
1. В случае увеличения страхового стажа за счет исчисления год за два периода прохождения службы по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В настоящее время страховой стаж в среднем по стране составляет у мужчин 40 лет. Таким образом, средний стажевый коэффициент (СК) составляет 0,7.
В составе этого СК - 0,55 за 25 лет страхового стажа, а остальное - по 0,01 за каждый год сверх требуемого (40 -25 = 15 лет).
РП - расчетный размер трудовой пенсии.
РП = 0,7 х 0,9 х 1671 = 1052,73 руб., где 0,9 - среднее отношение заработков.
По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации около 500 тысяч мужчин пенсионного возраста, проходивших службу по призыву в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выехавших в центральные районы страны, будут иметь право на увеличение страхового стажа на 2 года, что приведет к увеличению их СК до 0,72.
Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = 0,72 х 0,9 х 1671 = 1082,81 руб.
Разница на одного человека в месяц:
1082,81 руб. - 1052,73 руб. = 30,08 руб.
С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 01.02.2002 года на 6,5%, с 01.08.2002 года на 9% с 01.04.2004 года на 9,0%, с 01.08.2004 года на 6,3%, разница в месяц составит:
30,08 руб. х 500000 х 1,065 х 1,09 х 1,09 х 1,063 = 20,22 млн. руб.
Разница в год составит:
20,22 млн. руб. х 12 мес. = 242,64 млн. руб.
2. В случае подсчета страхового стажа за счет исчисления в полуторном размере периода работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В настоящее время страховой стаж при выходе на пенсию лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет у женщин 31 год, у мужчин 36 лет. Таким образом средний стажевый коэффициент (СК) составляет 0,66. В составе этого СК - 0,55 за 20 лет страхового стажа у женщин и за 25 лет страхового стажа у мужчин, а остальные - по 0,01 за каждый год сверх требуемого (у женщин: 31 - 20 = 11 лет, у мужчин: 36 - 25 = 11 лет).
РП = 0,66 х 1,34 х 1671 = 1477,83 руб., где 1,34 - среднее отношение заработков.
По имеющимся статистическим данным в Российской Федерации 3,8 млн. пенсионеров имеют право на исчисление трудового стажа в полуторном размере. Из них 2,1 млн. человек проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а 1,7 млн. человек ранее работали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выехали в центральные районы страны. В среднем стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет 18 лет, что приведет к увеличению СК до 0,75.
Тогда расчетный размер трудовой пенсии составит:
РП = 0,75 х 1,34 х 1671 = 1679,36 руб.
Разница на одного человека в месяц:
1679,36 руб. - 1477,83 руб. = 201,53 руб.
С учетом количества пенсионеров этой категории, индексации с 01.02.2002 года на 6,5%, с 01.08.2002 года на 9%, с 01.04.2004 года на 9,0%, с 01.08.2004 года на 6,3%, разница в месяц составит:
201,53 руб. х 3,8 млн. х 1,065 х 1,09 xl,09 х 1,063 = 1030,05 млн. руб.
Разница в год составит:
1030,05 млн. руб. х 12 мес. = 12360,6 млн. руб.
Таким образом, принятие предложенного федерального закона потребует дополнительных расходов:
242,64 млн. руб. + 12360,6 млн. руб. = 12603,2 млн. руб.
Итого 12,6 млрд. рублей в год.
В последующие годы эта сумма будет относительно сокращаться в связи с естественной убылью численности пенсионеров, имеющих в трудовом стаже "нестраховые периоды".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.