Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
С 1 января 2001 года в Российской Федерации была установлена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13,0 процента. До этого же времени действовала прогрессивная шкала ставки этого налога в зависимости от размера дохода физического лица.
Предложение о введении единой ставки налога на доходы физических лиц мотивировалось необходимостью легализации доходов физических лиц и увеличением объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Однако ожидания авторов введения единой ставки налога не оправдались. Так, с 2001 года по 2003 год поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет увеличились с 255,8 млрд. рублей до 455,6 млрд. рублей, или в 1,8 раза. Денежные доходы населения в этот период возросли также в 1,8 раза. То есть рост поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц произошел только за счет роста денежных доходов населения, а также за счет распространения этого налога на доходы военнослужащих и прокурорских работников.
Вместе с тем международный опыт говорит, что единая ставка налога на доходы физических лиц не применяется нигде, так как несправедлива. Например, в США максимальная ставка этого налога составляет 31 процент, во Франции - 54 процента, в Дании - 63 процента.
Кроме того, единая ставка налога на доходы физических лиц вступает в противоречие с регрессивной шкалой единого социального налога. Необходимо, чтобы регрессия ставок единого социального налога была тесно связана с прогрессией ставок налога на доходы физических лиц.
Предлагаемые в данном законопроекте ставки налога на доходы физических лиц в зависимости от их доходов направлены на выравнивание доходов населения, дифференциация которых в России чрезвычайно высока. В связи с увеличением доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за счет увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц можно будет увеличить заработную плату работников бюджетной сферы, пенсий, а также средства на оказание социальной помощи. Размер предлагаемых ставок умеренный, что не должно привести к стремлению сокрытия доходов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация данного законопроекта не только не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований, но, наоборот, приведет к получению дополнительных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
По имеющейся информации, на 1 января 2005 года было 6,0 млн. физических лиц с годовым доходом от 300 001 рубля до 600 000 руб. (первая группа) и 1,0 млн. физических лиц с годовым доходом свыше 600 000 руб. (вторая группа).
Средний годовой доход первой группы физических лиц составляет 450 000 руб., и второй группы - 1 000 000 руб.
Одним физическим лицом первой группы при предлагаемой налоговой ставке в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет дополнительно уплачено:
[39 000 руб. + (450 000 - 300 000) руб. х 18,0 процента ] -
- 450 000 руб. х 13,0 процента = 7 500 руб.
Всего физическими лицами первой группы за год в указанные бюджеты дополнительно будет уплачено:
7 500 руб. х 6 000 000 = 45 000 000 000 руб. или 45,0 млрд. руб.
Одним физическим лицом второй группы при предлагаемой налоговой ставке в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за год дополнительно будет уплачено:
[93 000 руб. + (1 000 000 - 600 000) руб. х 30,0 процента] -
- 1 000 000 руб. х 13,0 процента = 83 000 руб.
Всего физическими лицами второй группы за год в указанные бюджеты дополнительно будет уплачено:
83 000 руб. х 1 000 000 = 83 000 000 000 руб. или 83,0 млрд. руб.
Таким образом, принятие данного законопроекта приведет к дополнительному годовому доходу бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в размере:
45,0 млрд. руб. + 83,0 млрд. руб. = 128,0 млрд. руб.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.