Пояснительная записка к проекту федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 1626-р (пункт 3) в целях формирования правовой базы Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведение которой предусмотрено этим распоряжением (пункт 2) в 2006 году.
Организация сельскохозяйственной переписи предусмотрена также Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р.
Регулярное проведение всероссийских сельскохозяйственных переписей обусловлено необходимостью:
- формирования федеральных информационных ресурсов об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства, о наличии и использовании его ресурсного потенциала. В России всеобщая сельскохозяйственная перепись проводилась последний раз в 1920 году. В последующем проводились лишь переписи посевных площадей, плодово-ягодных насаждений, скота в хозяйствах населения. И если при плановой экономике отказ от проведения общих сельскохозяйственных переписей из-за инерционности имущественных и социальных отношений, стабильности структуры сельского хозяйства был в какой-то степени оправданным, то в современных условиях назрела необходимость их проведения. В последние годы в аграрном секторе произошли значительные структурные изменения, связанные с совершенствованием земельных отношений, развитием многоукладности в экономике отрасли, активизацией индивидуального сектора, разукрупнением сельхозорганизаций;
- формирования целостной системы статистического учета в сельском хозяйстве. Текущее статистическое наблюдение ведется по крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подсобным хозяйствам с применением выборочного метода. С развитием новых экономических отношений традиционно применявшийся государственной статистикой сплошной метод наблюдения стал неэффективен в силу ряда объективных причин, в том числе из-за его затратности. Проведение переписи позволит актуализировать генеральную совокупность сельскохозяйственных единиц как основы для проведения выборочных обследований в межпереписной период;
- обеспечения возможности формирования статистической информации в области сельского хозяйства по муниципальным образованиям, что особенно важно в условиях реформы местного самоуправления и совершенствования межбюджетных отношений;
- обеспечения возможности сопоставления с международными статистическими данными в области сельского хозяйства. Согласно рекомендациям ФАО ООН, сельскохозяйственные переписи проводятся 1 раз в 5-10 лет во всех развитых в сельскохозяйственном отношении странах. Интеграция России в мировой продовольственный рынок, предстоящее вступление страны в ВТО требуют приведения нашей сельскохозяйственной статистики к международным стандартам.
Таким образом, проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи обеспечит органы государственной и исполнительной власти Российской Федерации, хозяйствующие субъекты, общественность полной и объективной информацией по основным характеристикам сельского хозяйства в соответствии с международными стандартами, что повысит эффективность государственного регулирования аграрной экономики, использования бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственных производителей и социальное развитие села.
Необходимость принятия федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" вызвана следующими причинами.
1. В соответствии со статьей 71 пункт "р" Конституции Российской Федерации официальный статистический учет относится к федеральной компетенции. Однако в современном российском законодательстве отсутствует правовой акт, регламентирующий правоотношения между гражданами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти при сборе, обработке, хранении и распространении статистической информации, включая общенациональные переписные мероприятия, за исключением Федерального закона от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 252). Многие вопросы, касающиеся сбора, обработки и распространения статистической информации, регулируются ведомственными актами. Такое положение не способствует обеспечению полноты и достоверности официальной статистической информации, которая является важным элементом системы государственного управления АПК.
2. В ходе переписи необходимо получить информацию о физических лицах, которые производят более половины объема продукции сельского хозяйства. В то же время пунктом 1 статьи 11. Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" предусмотрено, что перечни персональных данных о физических лицах, включаемых в состав информационных ресурсов, должны быть закреплены федеральным законом.
3. В соответствии со статьей 21 п. 1 того же Закона, требуется принятие федерального закона для установления режима защиты персональных данных.
4. Статья 8 пункт 3 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" устанавливает, что юридические лица при регистрации обеспечиваются перечнем представляемой в обязательном порядке документированной информации для формирования государственных информационных ресурсов. В связи с тем, что бланки переписных документов не предусмотрены названным перечнем, необходимо, в целях обеспечения участия юридических лиц в переписи, указать об этом в специальном законе.
5. Кроме этого, установление взаимоотношений между участниками Всероссийской сельскохозяйственной переписи (Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, местными органами самоуправления, физическими лицами) невозможно подзаконными нормативными правовыми актами в силу ограничения полномочий Правительства Российской Федерации как субъекта Нормотворчества в данной области.
В законопроекте приведены основные понятия, используемые для целей настоящего закона, изложены основные принципы проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи. В частности отмечено, что сведения, полученные в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, используются лишь в целях формирования федеральных информационных ресурсов об основных характеристиках и структуре сельского хозяйства и не могут быть использованы в иных целях. При этом особое внимание уделено вопросам конфиденциальности предоставляемых сведений и ответственности должностных лиц за их несанкционированное или нецелевое использование. Определено, что Всероссийская сельскохозяйственная перепись проводится не реже чем один раз в десять лет, что соответствует рекомендациям Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО ООН).
Определены объекты Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Это юридические и физические лица, являющиеся собственниками, пользователями, владельцами или арендаторами земельных участков, предназначенных или используемых для производства сельскохозяйственной продукции, либо имеющие поголовье сельскохозяйственных животных. Такое определение позволит охватить переписью все категории сельскохозяйственных производителей Российской Федерации - крупные, средние и малые сельскохозяйственные организации, подсобные, научно-опытные и другие хозяйства несельскохозяйственных организаций; родовые общины малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, казачьи общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей; личные подсобные хозяйства граждан, садоводов, огородников, дачников и их объединения и др.
Подробно описана процедура организации проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации и проведению сельскохозяйственной переписи.
Участие физических лиц во Всероссийской сельскохозяйственной переписи является добровольным. При этом, учитывая интересы государства по проведению сельскохозяйственной переписи, введено понятие "общественная обязанность".
Законом установлен перечень сведений о физических лицах - объектах сельскохозяйственной переписи, а также определена процедура их сбора. В отношении юридических лиц закрепление на уровне закона такого перечня не требуется, так как Правительство Российской Федерации обладает необходимыми полномочиями по сбору информации от юридических лиц.
Источником финансирования расходов, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской сельскохозяйственной переписи, подведением итогов сельскохозяйственной переписи и их опубликованием, включая вопросы оплаты труда лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах сельскохозяйственной переписи, определен федеральный бюджет.
С учетом опыта Всероссийской переписи населения порядок финансирования участия субъектов Российской Федерации в подготовке переписи изменен. Для финансового обеспечения полномочий, передаваемых субъектам Российской Федерации в части осуществления отдельных мероприятий по подготовке сельскохозяйственной переписи, в законе предусмотрены субвенции из федерального бюджета в соответствии со статьями 78 и 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Принятие федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" создаст необходимую нормативно-правовую базу, что обеспечит урегулирование отношений между производителями сельскохозяйственной продукции, органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам организации и проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи, публикации ее итогов.
В связи с принятием настоящего федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" не потребуется внесения изменений, дополнений в действующие нормативные правовые акты федерального законодательства или их приостановления, а также признания их утратившими силу.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи"
Проект федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" разработан в целях правового обеспечения проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 1626-р.
Финансирование мероприятий по проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи предусматривается из федерального бюджета.
Общие затраты на проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года оцениваются в целом на период 2005-2008 г.г. в 5541,2 млн.рублей (в ценах 2004 года), в том числе по годам: в 2005 году - 1005,3 млн.рублей (18,1% общих, затрат на весь период работ); в 2006 году - 4429,9 млн.рублей (80,0%); в 2007 году - 83,7 млн.рублей (1,5%); в 2008 году - 22,2 млн.рублей (0,4%).
Правительством Российской Федерации приняты необходимые решения по финансовому обеспечению проведения первоочередных подготовительных работ в 2004-2005 гг. для проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", на проведение в 2004 году выборочного статистического обследования сельскохозяйственных производителей, целью которого являлась проверка организационных и методологических принципов проведения предстоящей Всероссийской сельскохозяйственной переписи, а также технологии обработки ее материалов, выделены средства федерального бюджета в объеме 44,7 млн.рублей. Опрос сельскохозяйственных производителей прошел успешно, накоплен материал, позволяющий эффективно продолжать подготовку к сельскохозяйственной переписи 2006 года.
В ходе выборочного статистического обследования сельскохозяйственных производителей проводилась апробация вопросов переписных анкет, отрабатывались методы сбора информации и формы взаимодействия с местными органами власти. Кроме того, на практике опробовались методики подбора переписчиков, приемлемость их нагрузки и оплаты труда. Апробация нормативов в ходе выборочного статистического обследования в целом показала их достоверность.
В проекте закона о федеральном бюджете на 2005 год (во исполнение Протокола N 1 заседания Правительственной комиссии по обеспечению своевременного и качественного формирования проекта федерального бюджета на 2005 год от 10-11 августа 2004 года) на осуществление организационно-методических мероприятий для проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года предусмотрено выделение средств федерального бюджета в объеме 1005,3 млн.рублей.
При расчетах потребности по годам в средствах на проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года использовался опыт проведения Всероссийской переписи населения 2002 года. Учтена необходимость включения в состав мероприятий дополнительных работ на 2008 год по публикации итогов переписи, пересчету динамических рядов с учетом результатов переписи, обеспечению информацией органов государственной власти по их расширенным запросам. Кроме того, в целях формализации и придания международного статуса результатам переписи, с итогами переписи необходимо ознакомить международные организации, включая ФАО ООН, на что также предусмотрены соответствующие расходы.
Основными направлениями расходов на подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи являются:
1) Оплата труда дополнительно привлекаемого персонала с начислениями - 3364,0 млн.рублей (60,7%).
Расходы на оплату труда работников, привлекаемых для выполнения мероприятий, связанных с Всероссийской сельскохозяйственной переписью, определялись в зависимости от формы заключаемых договоров: срочному трудовому договору и гражданско-правовому договору.
Расчет оплаты труда работников, принимаемых по срочному трудовому договору, производился исходя из месячных должностных окладов, в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 24 апреля 2002 г. N 31/33-1н/151 "О порядке и условиях оплаты труда лиц, осуществляющих сбор сведений о населении" с учетом индексации в 1,11 раза (Указ Президента Российской Федерации от 23.09.2003 г. N 1117). Базовая стоимость договоров с работниками, принимаемыми по гражданско-правовому договору, определялась с учетом опыта проведения Всероссийской переписи населения 2002 года, принимая во внимание большую социальную значимость работ и высокие требования к временному персоналу в части знания специфики отрасли, а также наличия навыков работы с вычислительной техникой на основе условного приравнивания предполагаемых должностей к должностям государственных служащих.
2) Аренда помещений для хранения документации, их охрана и уничтожение переписной документации - 436,3 млн.рублей (7,9%).
С учетом работы по дальнейшему разграничению расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по сравнению с Всероссийской переписью населения 2002 года была дополнительно (ранее по Всероссийской переписи населения средства на эти цели компенсировались федеральным бюджетом напрямую от Минфина России субъектам Российской Федерации) рассчитана потребность в средствах на аренду и охрану помещений (предусмотренные затраты на 40% ниже, чем во время Всероссийской переписи населения).
3) Приобретение технических и программных средств и автоматизированная обработка материалов переписи - 379,6 млн.рублей (6,9%).
Основной расходной составляющей данного направления затрат является обеспечение техническими и программными средствами (292,4 млн.рублей). На автоматизированную обработку материалов сельскохозяйственной переписи предполагается направить 83,7 млн.рублей, на внедрение и сопровождение проектно-технологических работ по автоматизированной обработке материалов переписи -3,5 млн.рублей.
4) Информационно-разъяснительная работа - 361,0 млн.рублей (6,5%).
5) Оплата транспортных услуг - 274,3 млн.рублей (5,0%).
6) Тиражирование переписной документации - 230,0 млн.рублей (4,2%).
7) Изготовление картографического материала - 200,0 млн.рублей (3,6%).
8) Приобретение канцелярских принадлежностей и материально-хозяйственное обеспечение переписи - 149,0 млн.рублей (2,7%).
В целом следует отметить, что при сопоставимом с Всероссийской переписью населения 2002 года количестве информации, получаемой и обрабатываемой в ходе Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, ее проведение потребует в сопоставимых ценах меньших расходов.
Организация данной переписи позволит: получить данные по основным характеристикам сельскохозяйственного производства, которые будут использоваться в качестве базисных величин при разработке оценок соответствующих показателей в межпереписной период; провести актуализацию генеральных совокупностей для организации выборочных обследований; сформировать более совершенную систему показателей статистического наблюдения за состоянием сельского хозяйства в соответствии с международными стандартами, расширить информационную базу для международных сопоставлений; получить характеристики сельского хозяйства в рамках Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).
Сельскохозяйственная перепись является необходимым условием для разработки эффективной агропромышленной политики и формирования наиболее полной информации о состоянии продовольственного комплекса, существенно влияющего на продовольственную и экономическую безопасность страны.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих в связи с проектом федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
В связи с принятием проекта федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" не потребуется внесения изменений, дополнений в действующие нормативные правовые акты федерального законодательства или их приостановления, а также признания их утратившими силу.
С принятием федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" подлежат принятию следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. "Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи" - во исполнение статей 5, 7, 8, 10, 11, 12 федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи", срок подготовки - сентябрь 2005 г., головной исполнитель - Росстат, соисполнители - Минсельхоз России, Минэкономразвития России.
Предполагаемые правовые предписания:
- о сроке проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи;
- о назначении органа исполнительной власти, ответственного за проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи;
- о создании координационного органа (комиссии) по координации и обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по оперативному решению вопросов подготовки и проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи;
- о порядке утверждения форм переписных листов, методологического и другого переписного инструментария Всероссийской сельскохозяйственной переписи;
- о режиме защиты и правилах обработки конфиденциальной документированной информации Всероссийской сельскохозяйственной переписи;
- о порядке организации обучения и условиях оплаты труда лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах Всероссийской сельскохозяйственной переписи;
- о федеральных органах исполнительной власти, ответственных за организацию и методическое обеспечение работ по изготовлению картографических материалов, необходимых для проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи; проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи отдельных категорий объектов сельскохозяйственной переписи; обеспечение безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений об объектах переписи, сохранности переписных листов и иных документов Всероссийской сельскохозяйственной переписи;
- о рекомендациях органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о мероприятиях по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
2. "О порядке хранения переписных листов и иных документов Всероссийской сельскохозяйственной переписи" - во исполнение пункта 1 статьи 8 федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи", срок подготовки - I квартал 2006 г., головной исполнитель - Минкультуры России, соисполнитель - Росстат.
Предполагаемые правовые предписания:
- об утверждении "Положения о порядке и сроках хранения переписных листов и иных документов Всероссийской сельскохозяйственной переписи".
3. "О порядке подведения и публикации итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи" - во исполнение статьи 13 федерального закона "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи", срок подготовки - 2006 г., головной исполнитель - Росстат, соисполнитель - Минсельхоз России. Предполагаемые правовые предписания:
- об утверждении "Правил подведения и публикации итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.