Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям от 26 мая 2005 г. N 40, п.2.2
по проекту федерального закона N 167016-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 167016-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и сообщает следующее.
Предложения по режиму налогообложения резидентов особых экономических зон, которые предполагается закрепить в Налоговом кодексе, ограничиваются льготами по налогу на землю и имущество, единому социальному налогу, а также по применению ускоренной амортизации в промышленно-производственных зонах. Эти предложения имеют крайне ограниченную значимость с точки зрения стимулирования деловой активности в особых экономических зонах. При всей важности учета фискальных интересов необходимо иметь в виду, что режим особых экономических зон может успешно функционировать только при условии предоставления реально значимых налоговых льгот. В этой связи представляется необходимым восстановить инвестиционную налоговую льготу для инвестиционных проектов, реализуемых на территории особых экономических зон. Важно отметить, что ни из текста пояснительной записки, ни из финансово-экономического обоснования не следует, почему и на каких принципах были выбраны именно эти налоги для освобождения от их уплаты, исходя из чего совершенно не ясно, являются ли эти налоговые преференции достаточными, либо, напротив, избыточными для создания привлекательных для предпринимателей условий работы в особых экономических зонах.
Установление для резидентов особых экономических зон таких налоговых льгот как освобождение на 5 лет от уплаты земельного налога и налога на имущество представляется не имеющим смысла, поскольку земельный участок, а также иное недвижимое имущество, находящееся на территории особой экономической зоны предоставляется в аренду и выкупить земельный участок в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации можно будет только после завершения строительства на таком земельном участке. Кроме того по проекту федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" в технико-внедренческих зонах выкупить земельный участок и при этом сохранить статус резидента особой экономической зоны вообще невозможно. В отношении уплаты налога на имущество следует отметить, что он может взиматься только после регистрации прав на объект недвижимости, срок строительство которого в отношении сложных производственных объектов как правило и составляет пять лет.
Следует также отметить, что финансово-экономическое обоснование не отражает последствия принятия и реализации законопроекта, поскольку в нем не нашли отражения финансово-экономические последствия потерь бюджетной системы от предоставления налоговых льгот.
Кроме того, представляется необоснованным внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части отсылки при предоставлении земельного участка, распложенного на территории особой экономической зоны, в аренду лицу, не имеющему статуса резидента особой экономической зоны, к положениям проекта федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (статья 3 законопроекта). По мнению Комитета, земельные участки указанным лицам должны предоставляться на общих основаниях.
В то же время, законопроект не предусматривает внесение изменений в другие статьи Земельного кодекса Российской Федерации, в частности в статьи, регулирующие полномочия соответствующих уровней власти по управлению и распоряжению земельными участками. Однако без внесения таких изменений реализовать положения проекта федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" о распоряжении всеми земельными участками, расположенными в границах особой экономической зоны, федеральным органом исполнительной власти будет невозможно.
Кроме того, законопроект не предусматривает внесение изменений и в ряд других федеральных законов (например, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и др.), тем самым принятие представленного законопроекта и проекта федерального закона "Об особых экономических зонах" приведет к коллизиям законодательства.
Необоснованными представляются положения статьей 3, 6 и 7 законопроекта, которые предусматривают исключение понятия свободной таможенной зоны из Таможенного кодекса Российской Федерации и определение таможенного режима свободной таможенной зоны в Федеральном законе от 31.05.99 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", Федеральном законе от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", проекте федерального закона "Об особых экономических зонах", где по-разному определяется содержание указанного понятия.
Кроме того, по мнению Комитета, статьи 6 и 7 законопроекта не правомерно включены в него, так как положения проекта федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" не распространяются на отношения, урегулированные в Федеральных законах, указанных в настоящих статьях.
Кроме того, необходимо отметить, что предусмотренные изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации не носят комплексного характера и порождают внутренние противоречия норм таких законодательных актов (например, статья 79 Таможенного кодекса).
Учитывая вышеизложенное, Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает необходимым существенно доработать проект федерального закона N 167016-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" ко второму чтению.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.