Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
Принимаемые в последние годы меры по поддержке агропромышленного комплекса такие, как финансовое оздоровление предприятий, субсидирование процентной кредитной ставки, развитие лизинга, осуществление программы социального развития села, позволили несколько стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве.
Однако положение остается крайне сложным: низкой остается рентабельность производства, не сокращается задолженность сельскохозяйственных организаций, уровень заработной платы на селе остается самым низким по сравнению со всеми другими отраслями, не снижается импорт продовольствия, медленно растут инвестиции в сельское хозяйство.
В настоящее время многие проблемы развития аграрного сектора не решаются и не регулируются российским законодательством. Правовая неурегулированность в агропродовольственном секторе становится фактором несправедливой конкуренции на рынке агропродовольственной продукции.
В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 2002 года N 83-Ф3 "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" более 11 тыс. сельскохозяйственных организаций Российской Федерации или только 55 процентов от их общего числа, стали участниками программы финансового оздоровления, что значительно влияет на их финансово-экономическую деятельность.
Работа по реализации Закона позволила снизить просроченную кредиторскую задолженность. По данным Росстата на 1 ноября 2004 года просроченная кредиторская задолженность составила 118,5 млрд.рублей и снизилась по сравнению с началом года на 25 процентов.
Сумма реструктуризированной задолженности по организациям, подписавшим соглашение на реструктуризации долгов, составила 48 млрд.рублей, в том числе пени и штрафы по налогам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды - 36,4 млрд.рублей, из которых 27,6 млрд.рублей списаны, что составило около 76 процентов суммы штрафов и пеней, зафиксированных в соглашениях.
Вместе с тем, в настоящее время, часто и необоснованно, в перечень требований к участнику программы финансового оздоровления кроме обязательных условий, включаются новые требования, сдерживающие процесс заключения соглашений о реструктуризации долгов, что приводит к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Крайне медленно проводится работа по заключению соглашений по реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей особенно с субъектами естественных монополий РАО "ЕЭС" и ОАО "Газпром", в порядке и на условиях, утвержденных Правительством Российской Федерации. С выше названными акционерными обществами заключено соглашений на реструктуризацию задолженности только на сумму около 1,5 млрд. рублей. Решения по участию в программе финансового оздоровления региональных структур названных субъектов естественных монополий носят рекомендательный характер и не дают им права на подписание соглашений на условиях, определенных в нормативных правовых актах.
Анализ показывает, что ход работы по реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей во многом зависит от руководителей территориальных комиссий. В ряде регионов Российской Федерации не выполняются рекомендации Правительства Российской Федерации по включению в состав комиссий организаций, заинтересованных в реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей на условиях применительно к реструктуризации долгов по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
По экспертным оценкам в соответствии с Законом реструктуризировать задолженность могут около 40 процентов сельскохозяйственных организаций. Более 11 процентов этих организаций имеют устойчивое финансовое состояние и практически не нуждаются в проведении реструктуризации. Оставшаяся часть, около 49 процентов организаций, не может реструктуризировать задолженность на основе указанного Закона по причине неуплаты текущих платежей и невыполнения условий реструктуризации. Только из-за невыполнения условий реструктуризации приостановлено право на нее у 1069 организаций (на сумму более 8,3 млрд.рублей), отменены соглашения о реструктуризации долгов у 133 организаций (на сумму 0,6 млрд.рублей).
Затягивание процедуры финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в результате приводит к тому, что многие хозяйства не могут использовать кредитные ресурсы, наращивать производство, создавать новые рабочие места, рассчитываться с кредиторами и попадают под процедуру банкротства. При этом, как правило, эта "процедура" не приводит к их финансовому оздоровлению, а ведет к ликвидации сельскохозяйственного производства, лишает работы тысячи сельских жителей. Эти хозяйства продаются по бросовым ценам, и как следствие, прежде всего, бесхозной остается вся социальная сфера.
Все выше названные процессы ставят под угрозу восстановление платежеспособности должников, ведет к их банкротству и делает напрасным все усилия и работу, как органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так и хозяйствующих субъектов в реализации государственной политики восстановления российского села.
Учитывая изложенное, для решения выше названных проблем предлагается принять изменения и дополнения к Федеральному закону "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", направленных, с учетом накопленного опыта, на упрощение процедуры включения в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, возврата их в сферу активного производства и восстановления их нормального функционирования.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
Федеральный закон от 9 июля 2002 года N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" направлен на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей путем реструктуризации и списания части задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей перед бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами и другими кредиторами.
Задолженность большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей образовалась в результате диспаритета цен между товарами и услугами, потребляемыми сельским хозяйством, и ценами на продовольственные товары. На протяжении 15 лет государство не предложило механизмов регулирования этих важнейших процессов в сельском хозяйстве.
Завершение в соответствии с названным Федеральным законом финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, включение их в сферу активного производства позволит восстановить их нормальное функционирование и осуществлять все налоговые платежи.
В настоящее время в среднем одно хозяйство с устойчивым финансовым положением платит в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды около 1,3 млн.рублей. Увеличение числа хозяйств, прошедших финансовое оздоровление на условиях предлагаемого законопроекта, увеличит рост налоговых платежей и взносов в государственные внебюджетные фонды на 1,3 - 1,5 млрд.рублей.
Реализация положений указанного законопроекта не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к реальному сокращению его доходов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"
Принятие проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.