Письмо Правительства РФ от 1 июня 2005 г. N 1644П-П9
"Заключение на проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей",
вносимый депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.И. Борцовым, И.К. Викторовым, В.А. Дубовиком, В.П. Денисовым и др."
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона с учетом финансово-экономического обоснования.
Рассматриваемый законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон), касающихся изменения порядка реструктуризации долгов, и упрощения процедуры включения сельскохозяйственных товаропроизводителей в состав участников программы финансового оздоровления.
По законопроекту имеется ряд существенных замечаний.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предусматривается исключение из Закона требования о необходимости расчета показателей финансового состояния должника для крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.
Однако исключение указанного требования лишит территориальные комиссии базы для принятия решений о целесообразности и варианте реструктуризации долгов данной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Пунктом 2 статьи 1 допускается проведение повторной реструктуризации задолженности, что не согласуется со статьями 3 и 7 Закона, устанавливающими принцип однократности участия в программе финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 законопроекта на акционерные общества, с долей государства более 25 процентов, возлагается обязанность участия в работе федеральной и территориальных комиссий.
Однако следует учесть, что деятельность субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" подлежит тарифному и иному регулированию, что объясняет их присутствие в составе федеральной и территориальных комиссий. Акционерные общества с долей государства более 25 процентов такому регулированию не подлежат и действуют в условиях конкуренции.
Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предлагается исключить право территориальной комиссии принимать решения о мотивированном отказе должнику во включении его в состав участников программы.
С принятием данного положения сам факт подачи заявления должника в территориальную комиссию может являться основанием для автоматического включения его в программу финансового оздоровления, даже если должник не соответствует требованиям к участнику программы финансового оздоровления, что приведет к предоставлению права на реструктуризацию всем организациям, подавшим заявление. Это не согласуется со статьей 14 Закона, предусматривающей случаи отказа должнику во включении его в состав участников программы.
Пунктами 6, 10, 11, 12, 13 статьи 1 предлагается исключить из Закона нормы, ограничивающие право сельскохозяйственных товаропроизводителей, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, участвовать в программе финансового оздоровления.
Это противоречит статье 1 Закона, согласно которой этот федеральный закон устанавливает правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.
Кроме того, данные положения законопроекта приведут к правовой неопределенности, возможности проведения одновременно и программы финансового оздоровления и процедуры банкротства, которые имеют разные правовые последствия, и, как следствие, ущемлению прав кредиторов, подписавших соглашение о реструктуризации, то есть в основном государственных кредиторов.
В соответствии с действующим законодательством о банкротстве, до тех пор, пока не будут удовлетворены требования всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, процедура банкротства не будет прекращена. В этой связи даже односторонний отказ части кредиторов, в том числе государства, от своих требований в рамках реструктуризации кредиторской задолженности не повлечет за собой прекращение процедуры банкротства. При этом данные кредиторы, в том числе государство, утратят право на участие в процедуре банкротства, а контроль над процедурой банкротства приобретут кредиторы, отказавшиеся от участия в программе реструктуризации кредиторской задолженности.
Пунктами 7 и 8 законопроекта существенно нарушаются права кредиторов. Так, предусматривается, что для заключения соглашения о реструктуризации долгов достаточно согласия кредиторов, в совокупности обладающих не менее 50 процентов кредиторской задолженности должника (в действующем Законе - не менее 75 процентов). Данное положение законопроекта приведет к тому, что доля государственных кредиторов будет, как правило, достаточна для реструктуризации задолженности, что позволит негосударственным кредиторам, отказавшимся от участия в программе, инициировать процедуру банкротства и обеспечить в ней абсолютное доминирование.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 1 июня 2005 г. N 1644П-П9 "Заключение на проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", вносимый депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.И. Борцовым, И.К. Викторовым, В.А. Дубовиком, В.П. Денисовым и др."
Текст письма официально опубликован не был