Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"
(в связи с ратификацией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и принятием Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации")
Российская Федерация считается одной из самых крупных морских держав: 67% ее Государственной границы проходит по морским участкам, она обладает самыми большими морскими просторами, самым большим континентальным шельфом и исключительной экономической зоной. Исключительная экономическая зона - это морской район шириной 200 морских миль (более 380 км) от берега. В некоторых районах ширина континентального шельфа значительно превышает 200 морских миль, так как Конвенция по морскому праву 1982 года позволяет иметь ширину континентального шельфа свыше 200 морских миль в случае, когда окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от берега.
Стоимость природных богатств исключительной экономической зоны и континентального шельфа по мнению некоторых ученых превышает 50 триллионов долларов США, тем более, что живые ресурсы все время самовосполняются. В то же время за последние годы увеличивается количество попыток незаконного проникновения на континентальный шельф и в исключительную экономическую зону Российской Федерации иностранных судов с целью незаконного, а иногда и хищнического промысла морепродуктов. Морские пространства и их живые ресурсы все чаще становятся объектом незаконных устремлений многих компаний иностранных государств. Пристальное внимание к континентальному шельфу приковано тем, что стоимость биологических ресурсов морского дна значительно выше стоимости большинства видов самых ценных видов рыб. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 1998 года N 1490 "О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами" установлены предельные размеры платы за пользование водными биологическими ресурсами. Так предельный размер платы за тонну краба камчатского установлен в размере 10000 рублей, а в то же время тонна сельди дальневосточной - 20 рублей.
Большинство государств, охраняя природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны, прикладывают все силы и средства для задержания нарушителей и их наказания. За нарушения в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе многими государствами установлены значительные штрафы, равные десяткам и сотням миллионов долларов США (Канада, Норвегия, США, Австралия и т.д.).
При принятии Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" в 1995 году Конвенция ООН по морскому праву 1982 года не была ратифицирована Российское Федерацией и ряд правовых норм были сформулированы только в преддверии ратификации указанной Конвенции.
При принятии Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", который разрабатывался и уточнялся в согласительных процедурах в течение 5 лет, были учтены все правовые нормы Конвенции ООН по морскому праву, которая была к этому времени ратифицирована, а также ряда Резолюций и протоколов Совета Безопасности ООН. В Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" были учтены и интересы субъектов Российской Федерации. Правовые нормы, касающиеся рационального использования и сохранения живых ресурсов, получили дальнейшее развитие и уточнение.
При разработке законопроекта учтено, что Федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" и "О внутренних морских водах, прилежащей зоне и территориальном море Российской Федерации" в настоящее время являются единственными юридическими актами Российской Федерации в области морского права.
С принятием указанных федеральных законов Российская Федерация впервые получила возможность осуществлять хозяйственную деятельность на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, в прилежащей зоне и в территориальном море в интересах сохранения богатств для своего народа, в целях обеспечения экономической независимости и суверенитета.
Предлагаемые уточнения в законопроекте в статьях 4, 5, 6, и 8 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" (особенно в терминологии) устраняют противоречие с правовыми нормами, изложенными в Федеральном законе "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Необходимостью является и уточнение статей 12, 13 и 14, касающихся правовых норм выдачи и пользование лицензиями (разрешениями), и регистрации выданных лицензий (разрешений) для приведения их в соответствие с аналогичными статьями Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Значительные изменения внесены в статью 43, в которой установлены права должностных лиц органов охраны. Эти вопросы оказались наиболее сложными и при принятии Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", так как они касаются прав должностных лиц приостанавливать деятельность, задерживать нарушителей, задерживать суда, доставлять суда, в том числе иностранные в порты Российской Федерации, преследовать нарушителей по горячим следам, останавливать суда и применять оружие против нарушителей для отражения их нападения и прекращения сопротивления. Поэтому правовые номы Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" по перечисленным вопросам не должны входить в противоречив с аналогичными правовыми нормами Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
При доработке законопроекта учтено предложение Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года N 50п-П9 учесть положения статьи 64 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которой внесены изменения в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" и которые вступили в силу с 1 января 2005 года.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, так как законопроект не затрагивает вопросы, связанные с изменением экономических отношений, изменением системы платежей за пользование живыми и минеральными ресурсами континентального шельфа, не потребует увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года N 50-п-П9 также указано, что в законопроекте отсутствуют вопросы, требующие заключения Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"
(в связи с ратификацией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и принятием Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации")
Принятия проекта федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в связи с ратификацией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и принятием Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации") не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"
(в связи с ратификацией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и * принятием Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации")
В случае принятия проекта федерального закона " О внесении изменений в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в связи с ратификацией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и принятием Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации") не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.