Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации", направленного на защиту жилищных и жилищно-строительных кооперативов
Новый Жилищный кодекс Российской Федерации (N 188-ФЗ от 29 декабря 2004 года) предусматривает существование как жилищных и жилищно-строительных кооперативов (Раздел V Жилищного кодекса), так и товариществ собственников жилья (Раздел VI Жилищного кодекса)
Оба этих вида объединения признаются равноправными, и предусмотрена возможность как добровольной реорганизации жилищного кооператива по решению общего собрания его членов (конференции) в товарищество собственников жилья (статья 122 Жилищного кодекса), так и товарищества собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в жилищный или жилищностроительный кооператив (статья 140).
Однако, совершенно неожиданно в полном противоречии с указанными статьями Жилищного кодекса статья 14 Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" устанавливает, что "Жилищный или жилищно-строительный кооператив, в котором все его члены полностью внесли паевые взносы за предоставленные этим кооперативом жилые помещения, подлежит до 1 января 2007 года преобразованию в товарищество собственников жилья или ликвидации. По истечении этого срока такие не преобразованные кооперативы подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. В указанном в настоящей статье случае такие кооперативы освобождаются от уплаты государственной пошлины при регистрации изменений их правового статуса."
Это требование противоречит как Жилищному кодексу и принципам гражданского права, так и здравому смыслу. Каков смысл этого преобразования? Очередной отчет по созданию новых ТСЖ за счет преобразования уже работающих кооперативов? Не лучше ли сосредоточить усилия на десятках тысяч многоквартирных домов, где ни ТСЖ, ни кооперативы до сих пор не созданы? И что мешает преобразованным кооперативам преобразоваться обратно согласно статье 122?
Более того, в товарищество не обязаны вступать даже те граждане, которые являются собственниками квартир в доме, где создано ТСЖ. Это подтверждено Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 3 апреля 1998 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 Федерального закона от 15 июня 1996 года "О товариществах собственников жилья" в связи с запросом Советского районного суда города Омска".
В связи с этим предлагается статью 14 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" исключить, устранив таким образом правовую коллизию.
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации".
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации", направленного на защиту жилищных и жилищно-строительных кооперативов расходов из Федерального бюджета не требуется.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон Российской Федерации "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации", не подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.