Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты детей-инвалидов
В настоящее время установлены правовые основы государственной политики в отношении детей-инвалидов в сфере образования и социальной защиты.
Однако, проведенный анализ современной нормативной правовой базы, статистических данных и регионального опыта показали, что вопросы по обеспечению социальной поддержки детей-инвалидов требуют дополнительного законодательного регулирования.
По данным Государственного доклада, о положении детей в Российской Федерации в настоящее время в России проживает 642 тысячи детей-инвалидов, которые имеют ограничения жизнедеятельности, и их право на образование регулируется Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации. К этой категории не относятся дети с легкой степенью умственной отсталости, дети с задержкой психического развития, дети с речевой патологией и дети с нарушением слуха и зрения, которые также нуждаются в создании условий для получения ими образования на основе специальных педагогических подходов.
К таким детям, а также к детям-инвалидам и инвалидам в Законе Российской Федерации "Об образовании" применяются термины "граждане, обучающиеся воспитанники с отклонениями в развитии". Вместе с тем такая терминология не корректна и не соответствует современным международным требованиям. Так, в документах Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) для обозначения данной категории граждан используется термин "граждане с ограниченными возможностями здоровья". Министерства уже широко используют термин "дети с ограниченными возможностями здоровья" в своих документах (решение Коллегии Минобразования от 09.02.1999 г.; письмо Минобразования от 26.04.2001 г. N 29/1524-6; ежегодный Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации).
Законопроектом предлагается заменить термин "граждане, обучающиеся, воспитанники с отклонениями в развитии" на термин "граждане, обучающиеся, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, инвалиды и дети-инвалиды", поскольку он наиболее полно соответствует международной терминологии и сложившейся практике в применении этого термина в нормативных документах органов исполнительной власти.
Число детей "с отклонениями в развитии" в Российской Федерации составляет 4,5% от детского населения страны (1,5 млн.детей). Однако, по данным статистической отчетности Министерства образования и науки России образование в системе общего и специального образования (в том числе в форме надомного обучения) получают лишь немногим более 230 тысяч детей-инвалидов. Несмотря на то, что количество детей-инвалидов и детей "с отклонениями в развитии" школьного возраста (7-18 лет) не учитывается статистической отчетностью, из сравнения данных по количеству функционирующих на территории России специальных (коррекционных) образовательных учреждений, школ надомного обучения и численности в них воспитанников, очевидно, что большинство этих детей школьного возраста не обучается.
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что в Законе Российской Федерации "Об образовании" отсутствует дифференциация типов и форм образования для обучения такой категории детей.
Законопроектом предлагается привести в соответствие положения Закона Российской Федерации "Об образовании" с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части образования детей-инвалидов в форме надомного обучения (ст. 10, 12, 17).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет своих средств, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (пункт 2 статья 26.3).
Однако, положение статьи 1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что "ребенок-инвалид" - это отдельная категория. В связи с чем, предлагается уточнить подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного закона, дополнить его категорией "дети-инвалиды".
В действующей редакции Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральным законом N 122-ФЗ исключена норма, которая предоставляла возможность субъектам Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты о социальной защите инвалидов, в том числе детей-инвалидов. В то же время, когда от субъектов Российской Федерации требуется активная работа по сохранению и возможному повышению ранее достигнутого уровня социальной поддержки, законопроектом предлагается восстановить в базовом законе об инвалидах указанную норму.
Перечень
законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты детей-инвалидов"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты детей-инвалидов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты детей-инвалидов
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты детей-инвалидов" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.