Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 февраля 2005 г. N вн 2.2-1/571
"По проекту федерального закона N 130518-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Московской городской Думой (первое чтение)"
Досье на проект федерального закона
По данному проекту, вносящему изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), сообщаем следующее.
1. Проектом (пункты 1-4 статьи 1), предлагается установить повышенные размеры штрафных санкций за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.2, 8.4 и предлагаемой новой статьей 8.41 КоАП РФ. В этой связи обращаем внимание на устанавливаемый проектом в санкциях этих статей значительный разрыв между минимальными и максимальными размерами административных штрафов, налагаемых на юридических лиц (например, от 500 до 3000, от 500 до 2000, 700 до 3000, от 1000 до 4000 минимальных размеров оплаты труда), что, на наш взгляд, может создать предпосылки для субъективного усмотрения при назначении административного наказания.
2. Полагаем, что название и диспозиции обоих частей предлагаемой новой статьи 8.41 КоАП РФ (пункт 4 статьи 1 проекта), посвященные ответственности за несвоевременное внесение или невнесение платы за загрязнение окружающей среды, следует согласовать с Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Так, например, в статье 16 этого Закона в целом говорится о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Что же касается отдельных видов негативного воздействия на окружающую среду, то к ним относится, в частности, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. В то же время следует иметь в виду, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, то есть за конкретные виды негативного воздействия на окружающую среду. В этой связи неясно эти или какие-либо еще платежи подразумеваются проектом.
3. Проектом (пункт 5 статьи 1) предлагается возложить рассмотрение дел по статье 8.41 КоАП РФ на органы, осуществляющие государственный экологический контроль, так как изменения вносятся в часть 1 статьи 23.29 КоАП РФ.
В этой связи обращаем внимание на необходимость обсуждения вопроса о внесении изменений также и в часть 2 статьи 23.29 КоАП РФ с целью уточнения перечня должностных лиц, уполномоченных рассматривать соответствующие правонарушения от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль, с учетом изменений, внесенных в природоохранное законодательство. Так, например, исходя из изменений, внесенных в статью 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (см. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), следует, что государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти. При этом важно отметить, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц по осуществлению государственного экологического контроля были исключены из этого Закона. В этой связи вряд ли возможно продолжать поручать рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных теми или иными статьями КоАП РФ, от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль, соответствующим государственным инспекторам субъектов Российской Федерации, которые указаны в пунктах 7-9 части 2 статьи 23.29 КоАП РФ.
Кроме того, следует учесть, что согласно этому Закону (часть 2 статьи 64, статья 68 и др.) в Российской Федерации осуществляется также муниципальный экологический контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. При этом согласно новой статье 68.1 указанного Закона, которая вступит в силу 1 января 2006 года (см. Федеральный закон от 29.12.2004 N 199-ФЗ), муниципальные инспектора в области охраны окружающей среды наделены, в частности, правом привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе, очевидно, и по соответствующим статьям Особенной части КоАП РФ, что не соответствует этому Кодексу. В этой связи следует обеспечить согласование данных положений указанного Закона с положениями КоАП РФ (см. статьи 22.1, 22.2, 23.29 и др.), которыми не предусматривается рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, органами местного самоуправления (их должностными лицами).
4. По тексту имеются замечания юридико-технического характера, которые переданы в Комитет в рабочем порядке.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.